Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У Украины появился еще один враг — Германия

У Украины появился еще один враг — Германия

«Нафтогаз» усомнился в шансах сохранить транзит из-за позиции Берлина

Действия Берлина, Москвы и части украинских политиков могут привести к прекращению транзита газа через территорию Украины. С таким заявлением выступил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Своими опасениями относительно будущих перспектив «незалежной» в качестве страны-транзитера он поделился в Facebook.

По словам руководителя компании, «Нафтогаз» прилагает максимум усилий, чтобы сохранить транзит после 2019 года. Но у него, тем не менее, нет уверенности в том, что из-за позиции «России, Германии и части украинского политикума» это получится.

То есть, круг «виноватых» в том, что Киев в скором времени может остаться без транзитных миллиардов, немного расширился. И теперь туда помимо «страны-агрессора» и так называемых «агентов Кремля» включена Германия.

Случайно или нет украинские власти решили замахнуться на главного своего европейского донора? И не является ли это специфической местью за принципиальную позицию Берлина по проекту «Северный поток — 2», который в Киеве расценивают не иначе, как «выстрел в голову»?

По мнению политолога Ивана Мезюхо, постоянные антироссийские заявления со стороны Украины, иски к России по газу, непонятная судьба газотранспортной системы «вынуждают Россию строить альтернативные пути для поставки природного газа на территорию Европейского союза».

В этом нет ничего удивительного. Как и в том, что европейские государства, в частности, Германия заинтересованы в обеспечении собственной энергетической безопасности.

При этом эксперт не исключает, что критические заявления Киева в адрес ФРГ были «согласованы с американцами», иначе, Украина вряд ли осмелилась обвинить ЕС.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в свою очередь, предлагает не вдаваться в конспирологию:

— Все намного проще. На Украине сейчас идет борьба, кто будет контролировать «Нафтогаз» — это весьма привлекательный актив. Ведь они собирают большие деньги, как с транзита, так и с внутреннего рынка — после повышения цен на газ в стране до так называемого «рыночного уровня».

Не имеющие доступа к этим потокам, в ходе нынешней политической кампании на Украине пытаются Коболева свалить. Он пытается удержаться. Отсюда вся риторика.

«СП»: — Понятно, что Коболев, контракт которого истекает в конце марта, пытается удержаться на своем посту. Для этого у него есть вполне объективные финансовые основания — «семь цифр до запятой» месячного вознаграждения. Но почему Германия у него вдруг оказалась в стане «врагов»?

— Потому что Германия является партнером России по «Северному потоку — 2». Поэтому её тоже под эту «гребенку» пытаются подгрести. При том, что Берлин как раз пытается одновременно отстоять часть украинского транзита.

Понятное дело, что того транзита, который был когда-то монопольным в полном смысле этого слова, уже никогда не будет. Украина потеряла этот статус уже давно. Но у американцев есть желание его сохранить. Поскольку этот очаг нестабильности между Россией и Европой им хотелось бы контролировать. Контролировать как можно дольше.

«СП»: — А что это за «максимальные усилия», которые «Нафтогаз», по словам Коболева, якобы прилагает для сохранения транзита? Вот в чем «партнерам», действительно, не откажешь, так это в умении диалог подменять шантажом и строчить судебные жалобы на Россию.

— Если исходить из некоего положения, что сохранение транзита является понятным интересом украинского государства, а сам транзит — это предоставление услуг покупателю, коим является Россия, то «Нафтогаз» и его кураторы делают все, чтобы такого транзита не было. Они подрывают уже на протяжении многих лет (если не десятилетий) статус Украины как транзитера. 

И сейчас сохранить они хотят не статус транзитера, а шантажиста. Это разные вещи.

Транзит, по сути, сервисная функция. То есть, транзитер предоставляет хорошую услугу, за нее получает хорошие деньги. Это все равно, что курьер, или таксист… Но когда таксист хочет диктовать свои условия пассажиру, это называется уже немного другим словом.

«СП»: — Как вообще понять их логику? То они радуются, что «соскочили с газового крючка РФ». То начинают стенать, что с запуском «СП-2» потеряют «сдерживающий фактор» против «российской агрессии»…

— Это демагогия, не имеющая ничего общего ни с логикой, ни со здравым смыслом. И ее придерживаются, кстати, не только Украина, но и Соединенные Штаты, и та же Польша, которые выступают отнюдь не за Украину. У них совсем другой интерес — подорвать энергетическое сотрудничество и взаимосвязь между Россией и Европой. И ослабить, тем самым, и Россию, и Европу.

Украина здесь просто инструмент. То, что при этом там еще происходит политический карнавал, если не сказать вакханалия, это просто специфика местная такая.

«СП»: — Каковы шансы, что транзит украинский сохранится? Следующая трехсторонняя встреча по этому вопросу, насколько известно, назначена на май. Предыдущая закончилась ничем. На этот раз, как думаете, договорятся?

— Позиция простая. Сейчас вы видите, на Украине идет внутриполитическая битва. Пока она не закончится, вести какие-то конструктивные содержательные переговоры просто не с кем, да и невозможно. Даже при посредничестве европейцев, которые взяли на себя эту функцию, как заинтересованные в том, чтобы транзит сохранился, и сохранилась стабильная ситуация с поставками российского газа в Европу.

Поэтому взяли паузу до того, как эта ситуация разрешится, чтобы уже с чистой совестью и развязанными руками — насколько это вообще возможно в состоянии нынешней Украины — договориться.

Если говорить о коренных интересах, то и Россия, и Европа, и Украина заинтересованы в том, чтобы договориться о транзите. Когда все три страны заинтересованы, они договорятся. Если в интересах Украины выполнять функции «камикадзе» по заданию той стороны, которая заинтересована в том, чтобы был срыв поставок российского газа, то, значит, это дополнительный фактор риска, о котором следует всегда помнить европейцам.

«СП»: — Но объемы, видимо, будут уже не те…

— Объемы в любом случае будут не те, что раньше. Давайте просто посмотрим на ситуацию в более широком контексте… Ведь если идет борьба против российского газа в Европе, это автоматически означает более низкие объёмы транзита через Украину.

То есть, Украина — транзитёр, только если российский газ победит в Европе конкурентов, которые ведут с ним такую нечестную борьбу, пытаясь ограничить всеми силами. И Украина не может этого не понимать.

Но в данном случае и Коболев, и все остальные находятся в этом политическом круговороте, и либо не хотят, либо не готовы публично об этом рассуждать.

«СП»: — За всеми этими политическими перипетиями они забыли еще о том, что ГТС Украины давно нуждается в модернизации…

— Это, безусловно, составная часть общего вопроса. И проблема транзита, в конечном итоге, потребует инвестиций.

Украина получает сейчас за транзит в районе трех миллиардов долларов. Она могла эти средства направлять на реконструкцию трубы, но эти деньги растворились и по-прежнему растворяются где-то в офшорах.

То есть, украинские власти и украинские менеджеры ведут себя, как временщики, не особо заботясь о состоянии своего актива — по сути, курицы, несущей золотые яйца. 

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики