Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Запасов нефти у нас достаточно, но это не повод "спокойно сидеть на стуле": Эксперты о будущем российских углеродов

"Запасов нефти у нас достаточно, но это не повод "спокойно сидеть на стуле": Эксперты о будущем российских углеродов

Сколько полезных ископаемых скрыто в недрах России? На этот вопрос попытались дать ответ эксперты российского Министерства природных ресурсов и экологии, которые оценили эти запасы в стоимостном выражении. Оказывается, стоимость нефтяных запасов у России – почти 40 триллионов рублей, а газа – 11 триллионов рублей.

Это первая подобная оценка, касается она конца 2017 года, и в дальнейшем она будет актуализироваться ежегодно. Согласно официальным данным, в прошлом, 2018 году объем добычи нефти и газа заметно вырос, а это говорит о том, что больше будет и доход от их продажи как внутри страны, так и за рубеж.

Кроме нефти и газа, специалисты оценили коксующий уголь – его у нас почти на 2 триллиона рублей, железную руду – на 808 миллиардов рублей, алмазы – примерно на 505 миллиардов рублей и золото – на 480 миллиардов рублей.

Таким образом, общая стоимость всех минеральных и энергетических ресурсов составляет 55,2 трлн руб., что равно 60% ВВП за 2017 год. А ведь еще в наших недрах есть и калийная соль, и никель, и палладий, и кобальт, и редкоземельные металлы и много других полезных ископаемых.

Отметим, что специалисты Минприроды давали оценку только тем недрам, на которые уже "выдана лицензия на разработку и по которым имеются утвержденный в установленном порядке технический проект и иная проектная документация на выполнение работ.

То есть речь не шла о запасах страны в целом. Это значит, что цифры, которые были озвучены в ведомстве, меньше, чем совокупный объем разведанных запасов.

Чтобы сделать свои выводы, эксперты прибегли к совокупным методам оценки. В их основе лежит определение потенциальных доходов, связанных с эксплуатацией ресурсов.

В натуральном выражении запасы нефти оцениваются в 9,04 млрд тонн, газа - в 14,47 трлн кубометров.

При этом аналитики британской BP, к примеру, дают ещё более оптимистичные данные - 14,5 млрд тонн нефти и 35 трлн кубометров газа на месторождениях, разрабатываемых по состоянию на 2017 год в России, отмечает РБК.

Что говорят об этом другие эксперты? К примеру, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отнесся к оценке Минприроды критически.

В беседе с ФБА "Экономика сегодня" он заявил, что ведомство представило "стандартное отраслевое исследование", пытаясь таким образом "привлечь к себе внимание, доказав, что оно успешно".

По мнению Юшкова, такая оценка "весьма условна", поскольку в России нет собственной системы подсчета полезных ископаемых, как в других странах, где доминирует подсчет "на базе экономической целесообразности".

"Экономическая целесообразность здесь заключается в том, что в подсчет идут только те запасы, которые в случае добычи и продажи гарантируют рентабельность производства. У нас же пока данное требование не учитывается", - заключает Юшков.

 

В результате компаниям, выигравшим тендер, приходится делать переоценку запасов, но уже с точки зрения рентабельности их добычи.

При этом, отметил Юшков, в Арктике сосредоточено огромное количество нефтяных ресурсов, а технологический прогресс и разработка проектов в этом регионе увеличат стоимость российских недр. Это как раз и говорит о том, что оценка Минприроды "ситуативная".

И действительно, если говорить об Арктике, большая часть которой принадлежит России, то стоимость нефти и газа, имеющихся на российском арктическом шельфе, оценивается специалистами примерно в 20 триллионов долларов. Но разработка этих нефтяных запасов связана с большими инвестициями, а окупиться они могут нескоро - только в долгосрочной перспективе.

С тем, что стоимость природных ресурсов, в частности нефти, озвученная Минприроды, довольно условна, согласился и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

По его словам, специалисты ведомства провели свои расчеты, основываясь на текущих ценах на углероды и на понимании того, сколько нефти или газа мы можем произвести.

"Часть наших  ресурсов трудноизвлекаемые, очевидно, что текущий уровень нефтяных цен недостаточен для того, чтобы вовлекать в производство нетрадиционные запасы. Относится это, прежде всего, к нефтяным залежам, расположенным на арктическом шельфе, которые действительно очень трудно добывать. А в целом и газа, и нефти в России пока много", - отметил эксперт в беседе с Царьградом.

 

Станислав Митрахович не разделяет точку зрения о том, что углеводороды в скором времени будут не нужны. Однако он не исключает, что в перспективе могут появиться проблемы с продажей той же нефти. Запасов в России достаточно, это подтверждают и расчеты, проведенные Минприродой, и оценка, которую раньше давала компания British Petroleum и многие другие эксперты.

Вопрос главный в другом: как все это успеть добыть, сохраняя рынки сбыта и не сталкиваться на них с нашими конкурентами, которые действительно могут нам помешать работать. И способы для этого используются самые разные - как демпинг цен со стороны других поставщиков, так и политические санкционные инструменты, среди которых запрет иностранным компаниям инвестировать в различные проекты в России, и так далее.

"Да, запасы углеродов у нас хорошие. Это наше фундаментальное преимущество, и мы можем за себя порадоваться. Но наличие этих запасов не ставит нас в положение человека, который может сесть на стул и ждать, что все и дальше будет хорошо. Надо продолжать работать над созданием собственных технологий по увеличению добычи трудноизвлекаемых запасов, необходимо выстраивать хитро нашу внешнюю политику, чтобы сохранить свои традиционные рынки сбыта и привлекать новых замечательных покупателей", - заколючил Станислав Митрахович

Источник: Царьград, 14.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики