Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под газовую директиву ЕС попадут 40 километров «Северного потока-2»

Под газовую директиву ЕС попадут 40 километров «Северного потока-2»

The Financial Times сообщило, что руководство проекта «Северный поток-2» рассматривает возможность, как вывести большую часть газопровода из-под действия газовой директивы ЕС. Речь идет о создании отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. Об этом американскому деловому изданию сообщили три источника. «Это переместит обсуждение из правовой и технической плоскостей в чисто политическую», — заявил The Financial Times высокопоставленный европейский дипломат.

Многие средства массовой информации восприняли сообщение американского делового издания как попытку вывести проект балтийского газопровода из-под поправок в газовую директиву ЕС, утверждаемых сейчас в Евросоюзе. Они предполагают, что и на газопроводы третьих стран распространяются требования Третьего энергопакета: оператор газопровода должен быть независим от поставщика, а доступ к газопроводу должны иметь и независимые поставщики.

В Nord Stream 2 AG изданию EADaily прямо не ответили на вопрос, планируется ли создание отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. Оператор проекта, однако, акцентировал внимание на итоговом варианте поправок в газовую директиву. «Хотя мы воздерживаемся от предположений о возможных последствиях законодательства, которое еще официально не утверждено, мы отмечаем, что согласованный текст имеет существенно более ограниченное распространение, чем первоначальное предложение Европейской комиссии, сделанное в ноябре 2017 года», — дал письменный ответ на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. Он подчеркнул, что для морских газопроводов из третьих стран новое законодательство предполагает распространение правил внутреннего рынка ЕС на участок в территориальных водах государства — члена ЕС, где расположена первая точка соединения с газовой сетью Евросоюза. В случае «Северного потока-2» это будет означать территориальные воды Германии. «В то время как первоначальное предложение Еврокомиссии было направлено на то, чтобы распространить правила и на исключительные экономические зоны государств — членов ЕС. Однако Юридическая служба Совета ЕС пришла к выводу, что это нарушило бы Конвенцию ООН по морскому праву», — написал Йенс Мюллер.

Таким образом, действие принимаемых поправок в газовую директиву ЕС распространится на немногим более 40 километров «Северного потока-2», общая протяженность которого составит 1200 километров. И создание отдельной компании было бы логичным ходом, чтобы выполнить одно из требований газовой директивы о том, что управлять газопроводом должны независимые от поставщиков операторы. 100% акций Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому». В то же время вариант создания отдельного оператора не снимает самый болезненный для проекта вопрос о доступе к газопроводу независимых поставщиков, что может привести к тому, что, по крайней мере, в первые годы эксплуатации «Северный поток-2» сможет работать лишь в половину мощности. По аналогии с сухопутным продолжением «Северного потока», газопроводом Opal на территории Германии, оператор проекта обязан будет оставлять под возможные заявки независимых поставщиков до 50% мощности трубопровода. Так Opal работал 7 лет — до весны прошлого года, пока Еврокомиссия не дала разрешение немецкому регулятору снять ограничения из-за отсутствия заявок, а польская апелляция не была отклонена судом.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что публикация в The Financial Times может быть игрой на опережение. «Когда принимается шизофреническое регулирование только для того, чтобы создать препятствия реализации проекта, приходится искать юридически допустимые варианты его применения без вреда для функционирования газопровода. Но публикация в британской газете может быть попыткой сыграть на опережение, помешать этому», — заметил эксперт.

Появление при этом компании, которая будет управлять 40 километрами газопровода из 1200, может иметь политическое значение, так как продемонстрирует политическую подоплеку поправок в газовую директиву ЕС и даст возможность Германии добиться снятия ограничений для балтийского газопровода в Еврокомиссии и специальном комитете стран ЕС, который вправе рассматривать такие вопросы. «В 12 милях от берега Германии (территориальные воды страны, юрисдикция ЕС) не могут появиться новые поставщики газа», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Тем временем реализация проекта «Северный поток-2» продолжается в полном соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке со стороны финансовых инвесторов, написал в ответе на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. 1 марта компания сообщала о том, что на дно Балтийского моря уложено более 800 километров трубопровода.

Йенс Мюллер отметил, что Nord Stream 2 AG оценит поправки в газовую директиву после их официального утверждения. «Процедура принятия закона продолжается, и перед вступлением в силу законодательный текст требует официального одобрения со стороны Европарламента и Совета ЕС», — заметил представитель оператора «Северного потока-2», чья позиция по целям и задачам проекта не изменилась: «„Северный поток-2“ внесет позитивный вклад в достижение целей Энергетического союза, создав новый маршрут для дополнительных поставок импортного газа. Прогноз спроса на газ для Европы дает убедительные аргументы в пользу таких инвестиций, которые полностью совместимы с продолжающимся импортом газа по существующим маршрутам».

Напомним, что «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров станет аналогом уже существующего газопровода «Северный поток» и должен заработать к концу этого года. Его активными противниками выступают Украина, США, Польша и страны Прибалтики. Мотивы у каждой из стран свои. США лоббируют поставки собственного СПГ в Европу, Польша боится более сильной конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке страны, Украина же потеряет от снижения транзита более $ 2 млрд в год.

Ранее в США приняли закон о санкциях в отношении компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2». До последнего времени, правда, все ограничивалось только угрозами их применения. Сейчас же, по информации газеты The Wall Street Journal, санкции в отношении «Северного потока-2» будут все-таки введены. Сенаторы якобы намерены внести соответствующие поправки в «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» (СААТSA).

Источник: EADaily, 15.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики