Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: основой политики ОПЕК+ станет борьба с фактором сланцевой нефти США

Юшков: основой политики ОПЕК+ станет борьба с фактором сланцевой нефти США

Предложение Министра энергетики РФ Александра Новака провести встречу ОПЕК+ является правильным – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Напомним, что Новак заявил, что для определения будущих шагов ОПЕК+ на глобальном нефтяном рынке приемлемо провести переговоры в мае 2019 года, причем по всему спектру вопросов – от пролонгации данного соглашения до известных геополитических рисков.

Главной задачей ОПЕК+ является стабилизация цен на нефть

«Когда подписывалось соглашение ОПЕК+, основной его задачей было поднятие цен нефть, потому что плохо было всем участникам этого договора. Собственно, производители нефти собрались здесь для того, чтобы вместе добиться результата», - констатирует Юшков.

Напомним, что в 2015 году падение цен на нефть достигло апогея, причем рыночные котировки свалились за отметку в 30 долларов за баррель, преодолев пики падения 2009 года, когда цены на нефть опустились ниже 40 долларов за баррель. Естественно, это привело к последствиям для всех нефтедобывающих стран, включая и Россию, в отношении которой тогда началась санкционная эпопея Запада.

«В 2015 году на нефтяном рынке была «война всех против всех», результатом которой стало то, что страны-производители нефти проели свои резервы, причем это сделала и Саудовская Аравия, которая до этого никогда их не тратила», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, для саудитов подобное положение дел было необычным и крайне чувствительным, поскольку до этого они заявляли, что являются самым эффективным производителем нефти в мире, но ситуация сложилась так, что они сами попали под удар.

«Задействование собственных финансовых резервов отрезвляющее подействовало на Саудовскую Аравию, из-за чего Эр-Рияд решился пойти на это соглашение и договориться о его условиях с Москвой, чтобы оно стало по-настоящему эффективным», - резюмирует Юшков.

Результат соглашения ОПЕК+ мы все сразу прочувствовали, причем нефть добралась даже до отметки в 80 долларов за баррель, пусть здесь была и обратная сторона медали в виде реанимации американских сланцевых проектов, которые стали демонстрировать огромный рост и вывели США на первое место в мире по суммарному производству нефти. Именно по этой причине цены на нефть опять пошли вниз.

Из-за этого была подписана новая редакция соглашения ОПЕК+, в рамках которой стороны договорились о более жестких ограничениях, и именно их предлагает обсудить Новак в связи с новыми тенденциями на нефтяном рынке, которые на этот раз связаны с геополитикой. 

Новый вариант соглашения ОПЕК+ является ответом на геополитические вызовы

«На самом деле, вторая редакция ОПЕК+ преследует несколько иную цель, чем базовое соглашение. Мы вместе с нашими партнерами пытаемся нащупать сколько нам нужно добывать нефти для того, чтобы цена была 60 долларов за баррель. Ведь в ОПЕК+ считают, что при таком ценовом диапазоне сланцы не смогут поддерживать высокий уровень добычи», - констатирует Юшков.

Таким образом, мы хотим найти такой уровень цены, который бы не только устраивал страны-члены соглашения ОПЕК+, но и сдерживал американских сланцевых добытчиков, которые настроены на рост производства и увеличение экспорта на мировой рынок.

«Кроме того, ситуация сейчас развивается предельно динамично, поэтому любые изменения на нефтяном рынке требуют корректировки соглашения ОПЕК+. Так что, предложение Новака является адекватным и соответствует требованиям момента», - заключает Юшков.

Например, сейчас производство нефти в Венесуэле падает в пике по причине экономического кризиса в этой стране, а также внешнеполитического давления со стороны США, которое уже вылилось в прямое вмешательство в венесуэльские внутренние дела. 

«Также в марте должен решиться вопрос о санкциях против Ирана. Будут ли американцы вводить максимальные ограничения и блокировать экспорт нефти из этой страны, или все-таки откажутся от данной политики», - резюмирует Юшков.

Примечательно, что информационное агентство Reuters на прошлой неделе сообщало, что в планах США содержится снижение иранского нефтяного экспорта до показателя в 1 млн баррелей нефти в сутки, что означает большие проблемы для соглашения ОПЕК+.

«Здесь возникает интересная ситуация, ведь если страны-члены ОПЕК+ сами не зальют эту дырку, которая является результатом внешней политики США, то это сразу откроет дорогу для роста американской сланцевой добычи», - констатирует Юшков.

Очевидно, что на любой рост цен очень быстро отреагируют американские сланцевые производители. Просто чем выше цена на нефть, тем выше сланцевое производство, вследствие чего, если ОПЕК+ ничего не будет делать, объемы Венесуэлы и Ирана займут американцы. 

«Так что, здесь всем хочется и добывать, и зарабатывать побольше, поэтому мы сейчас переходим в такую стадию, когда стратегическую ситуацию на глобальном рынке нефти будет определять противостояние ОПЕК+ и американских сланцевиков. Так что, сценарий здесь очень простой – либо мы повышаем уровень нефтяной добычи, либо за нас 'nj сделают американцы», - заключает Юшков.

Естественно, все это влияет на будущее соглашение ОПЕК+, чем и вызвано данное выступление Новака.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 17.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики