Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Темпы газификации России снизились вдвое при увеличении затрат

Темпы газификации России снизились вдвое при увеличении затрат

Алексей Миллер отчитался Владимиру Путину о результатах работы за прошлый год

Удельные затраты «Газпрома» на газификацию регионов в 2018 г. выросли более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. «Мы на 1 января 2019 г. имеем показатель газификации в среднем по стране 68,6%», – сообщил предправления «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 0,5 п. п. (0,9 п. п. в 2017 г.), при этом затраты «Газпрома» на подключение новых потребителей в прошлом году выросли почти на 25% до 36,7 млрд руб.

Основной проблемой, тормозящей темпы газификации, становится невыполнение регионами взятых на себя обязательств по строительству распределительных сетей, считает Миллер. Ускорение газификации, по его словам, связано в первую очередь с финансированием со стороны регионов: «Мы можем увеличить финансирование и на 50%, и даже в 2 раза, но самое главное, чтобы <...> регионы это [поставки] могли принимать».

Большой потенциал Миллер видит в газификации небольших населенных пунктов. Но для этого необходимо не просто выполнение уже взятых на себя обязательств, а дополнительное финансирование из региональных бюджетов, считает он. В 2019 г. «Газпром» вернется к темпам роста газификации около 1% в год, пообещал Миллер президенту в завершение встречи. В ответ Путин поручил предправления «Газпрома» подготовить предложения по ускорению газификации. «С тем чтобы мы могли синхронизировать эту работу и с правительством, и с регионами Российской Федерации», – пояснил Путин.

Программа газификации – национальный проект, который начался в 2005 г. по прямому поручению президента. С 2005–2017 гг. было построено более 2000 газопроводов общей протяженностью более 30 000 км, сообщается на сайте «Газпрома». Инвестиции в программу на конец 2018 г. компания оценивает примерно в 361 млрд руб. Сам «Газпром» строит только магистральные газопроводы до населенных пунктов. Предполагается, что делается это по заявкам от региональных властей, которые со своей стороны должны обеспечить строительство в таких поселениях газораспределительных сетей низкого давления. Из 44 регионов свои обязательства по программе полностью выполняют только 10, указывала компания. Медленнее всех внутрипоселковые сети строят в Ставропольском крае, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Хабаровском крае и на Камчатке, сообщалось в мае прошлого года в презентации гендиректора «Газпром межрегионгаза» Кирилла Селезнева.

Еще одна проблема, о которой предправления «Газпрома» не упомянул, – стоимость конечного подключения частных потребителей, без которого строительство магистральных и распределительных газопроводов смысла не имеет. Для примера: в Московской области подключение частного участка с учетом стоимости проекта и самого простого оборудования обойдется минимум в 262 000 руб., говорится на сайте «Мособлгаза». В области дополнительно действует губернаторская программа по развитию газификации, которая позволяла существенно удешевить подключение, сообщил представитель «Мособлгаза». В 2018 г. действовала акция «Газ к дому за 75 тысяч рублей»: в стоимость включались подготовка проекта и строительство подводящих газопроводов – вплоть до цокольного этажа дома, рассказал он. Но конечная стоимость с учетом оборудования и материалов все равно оказывалась около 115 000 руб. Кроме того, в этой программе участвуют населенные пункты, в которых проживало не менее 100 человек. Средняя зарплата в Московской области, по данным Мособлстата, в 2018 г. составляла 57 700 руб.

 
Не обязательно поставлять всем потребителям газ именно по трубе, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Необходимо определить районы, где это неэффективно, предлагает она: «Опыт развитых стран показывает, что трубопроводное газоснабжение домов с низким потреблением газа — 300-800 куб м в год — экономически нецелесообразно». Альтернативой, по ее словам, может быть распределенная газификация за счет СПГ, другой современный тренд – замена газа на электроэнергию. «Природный газ дорожает, цена выработки электроэнергии снижается из-за повышения КПД», — объясняет Белова, кроме того, для подключение газа требуются разрешения, процесс затягивается, а люди отказываются от установки установки более дешевых бытовых приборов. Электрооборудование дешевле в обслуживании и менее взрывоопасно, говорит Белова. В вопросах газификации важно не гнаться за достижением валовых показателей, а решать проблему комплексно, в том числе рассматривая альтернативу газовой трубе, резюмирует эксперт.

Особенность системы газификации - разделение ответственности между «Газпромом», региональными властями и конечными потребителями, говорит замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. «Если «Газпром», как правило, в полностью выполняет свои обязательства, то регионы заметно отстают. А на «последней миле» возникает системный затор, так как сами потребители, как правило, не могут пройти весь путь согласований и требований безопасности», - отмечает Гривач. В результате потребители вынуждены обращаться к услугам специальных компаний, которые делают бизнес на подключении. Решений может быть несколько, но самое простое - это система одного окна, когда весь процесс газификации будет возложен на единого оператора, считает эксперт. «Это, конечно, потребует более высоких вложений, причем вложений невозвратных». А, значит, должно подразумевать систему компенсаций инвестору или фискальные льготы», - предполагает Гривач.

По данным Фонда энергетической безопасности, с момента начала программы газификации в 2005 г. поставки «Газпрома» населению увеличились чуть более чем на 2 млрд куб. м в год. (около 49 млрд в 2005 г.). Средняя стоимость сетевого газа для населения России в 2018 г. составила 6 070 руб. за 1000 куб. м. (Росстат). 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики