Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин прописали в весеннем соглашении

Цены на бензин прописали в весеннем соглашении

Что станет предметом торга нефтяников и властей

Правительство придержит цены на топливо до лета: кабмин договорился с нефтяниками о продлении соглашения о заморозке еще на три месяца. Согласно документу, бензин и дизель не будут дорожать выше уровня инфляции до конца июня. Вместо этого правительство обещает компаниям пересмотреть условия договора, чтобы компенсировать их потери. О чем будут торговаться нефтяники и кабмин? И какими будут цены на бензин? Разбирался Владислав Викторов.

Встречу с руководителями нефтяных компаний премьер Дмитрий Медведев начал с хороших новостей — топливный рынок стабилен благодаря совместным усилиям и, в частности, соглашению о заморозке цен на бензин. Но есть проблема — срок действия договора истекает 31 марта, а, значит, пора решить, справится ли рынок без него. И, похоже, что нет, раз итогом встречи стало решение продлить его до конца июня. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, для правительства это был единственный вариант развития событий: «Наш кабмин после "пенсионных грабель" очень боится, что другие сюжеты начнут слишком волновать россиян.

То, что правительство очень боится роста цен на бензин темпами, сильно опережающими инфляцию, понятно.

Именно поэтому ожидалось, что можно взять просто и запретить повышать цены, назвав это соглашением с нефтяными компаниями».

Но с нефтяниками властям пришлось торговаться. Предыдущее соглашение обязало их придерживать экспорт, чтобы насытить российский рынок и держать оптовые цены, и компании жаловались на выпадающие доходы. По подсчетам аналитиков компании Vygon Consulting, нефтяники потеряли больше 100 млрд руб., а компенсировало им государство лишь четверть суммы. Теперь бизнес требует больших дотаций из бюджета. И всем придется договариваться, иначе цены на бензин взлетят, говорит руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов: «У нас такая же цена на бензин, как в Соединенных Штатах Америки, но при этом там доля налогов в топливе 20%, а у нас — 60%. Мы тогда должны смотреть на Европу, в которой такое же соотношение, но там и цена текущая — €1,5 за литр, то есть больше 100 руб. Я думаю, что никто не пойдет на рыночное регулирование, потому что тогда получается, что рыночная цена у нас должна быть выше 100 руб.».

Зато правительство выиграло время на согласование с Евразийским экономическим союзом нового механизма лицензирования экспорта нефти. Предполагается, что продавать топливо зарубеж смогут только те, кто в достаточном количестве поставил на внутренний рынок. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов признает, что действия кабмина пока помогают сдерживать цены, но это временный баланс: «Регулятор пытается внедрить механизмы, которые не требуют ручного вмешательства, но пока получается держать ситуацию только в таком режиме.

О какой стабилизации мы сейчас можем говорить, если у нас огромный потенциал подрывного роста оптовой цены?

А когда она сравняется с розничной, начнется то же самое, что было».

Все детали обновленного соглашения правительству и нефтяникам еще предстоит обсудить. Ближайшая встреча состоится на следующей неделе. Ее ждут, например, в «Роснефти», заявил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев: «Все, что мы слышали в последнее время от правительства на разных уровнях, было вполне позитивно. Правительство демонстрировало открытость диалога и желание нормализовать ситуацию в принципе, то есть отказаться от ручного регулирования и так далее. Это все очень хорошо».

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, в свою очередь, также позитивно оценивает диалог между властями и нефтяниками, так что, похоже, сейчас для компаний торг уместен. Ведь на кону — 100 руб. за литр.

По некоторым оценкам, благодаря действию соглашения между нефтяниками и правительством розничная стоимость топлива с начала года выросла чуть больше чем на 1%, в то время как за 2018-й бензин подорожал на 9%. 

Источник: Коммерсантъ FM, 22.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики