Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство вновь прибегает к заморозке. Сколько будет стоить бензин в апреле?

Правительство вновь прибегает к заморозке. Сколько будет стоить бензин в апреле?

Соглашение с нефтяниками о сдерживании мелкооптовых топливных цен будет продлено еще на три месяца – к такому решению пришли чиновники на совещании у главы правительства Дмитрия Медведева. Действующий договор позволил подавить рост цен на бензин с 8-9% до 0,4-1,1% за первый квартал текущего года. Власти надеются сохранить эти результаты как минимум до середины года.

По словам вице-премьера Дмитрия Козака, условия нового соглашения будут отличаться от нынешних. Однако согласятся ли нефтепроизводители вновь пойти на уступки властям? Сейчас у них достаточно поводов отказаться от сделки.

Потери от демпфера и убыточный налоговый маневр

Как подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов, обязательство поставлять топливо на внутренний рынок по условиям властей принесло нефтяникам потери в размере 110 млрд рублей с начала года. При этом демпфирующий механизм, призванный компенсировать компаниям часть убытков, возвратил только 25 млрд рублей.

По мнению президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, демпфирующие механизмы не выполняют свою роль и несут нефтяникам только убытки. Он оценил потери российских нефтяных компаний от демпфера с января по март в 15 млрд рублей.

На прошедшем совещании в правительстве также обратили внимание на эту проблему. Власти предложили снизить уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок, с 56 тысяч до 51 тысячи рублей за тонну. Эта поблажка может обойтись государству в 120-190 млрд рублей.

Однако, по мнению представителей нефтекомпаний, данные коррективы и продление соглашения лишь откладывает решение более крупных проблем.

Так, нефтяники не особо довольны налоговым маневром, второй этап которого стартовал в январе этого года, когда начал действовать сбор на дополнительный доход.

«В перспективе без реформирования налоговой системы в более выгодную для нефтяного бизнеса сторону Россию ждет снижение добычи. Придется вводить в эксплуатацию более дорогие месторождения, для чего потребуются дополнительные затраты, а чтобы их окупить, неизбежно потребуются дополнительные налоговые льготы», – считает эксперт Финансового института и ФНЭБ Станислав Митрахович.

По его мнению, налоговый маневр в конечном итоге не принесет пользы нефтяному бизнесу, а попросту увеличит налгообложение для производителей и сократит таможенные субсидии для переработчиков, что приведет к убыткам для всех. В результате, бизнес все равно потребует разрешения на повышение топливных цен до уровня экспортных рынков.

Однако власти пока не готовы идти на уступки и пытаются выйти на компромисс методом кнута и пряника. Поэтому Козак предложил не только изменения демпфера в пользу бизнеса, но и пригрозил заградительной экспортной пошлиной, если нефтекомпании не пойдут на уступки.

«Надеюсь, нефтяники поддержат продление топливного соглашения еще на квартал, встреча с ними на следующей неделе», – заключил Козак.

Впрочем, правительство уже решило ввести лицензирование экспорта: вывозить бензин и дизель смогут только те, кто достаточно поставил на внутренний рынок. Так власти демонстрируют, что решительно настроены на продление соглашения с нефтекомпаниями.

60 рублей за литр в следующем полугодии 

Если предположить, что сдерживание цен не будет согласовано, то стоимость бензина уже в начале апреля подскочит до 45 рублей за литр, считает заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.

«Цены на нефть повысились с начала года на 24%. Соответственно, возросли и издержки у НПЗ», – пояснила эксперт.

После чего цены на бензин будут ежемесячно дорожать на 0,5% из-за последствий подорожания топливных акцизов.

Но в случае продления договоренности топливо все равно продолжит дорожать на уровне инфляции. По данным Росстата, с начала года инфляция достигла 1,7%. Причем ЦБ недавно понизил прогноз годовой инфляции до 4,7-5,2%.

Но, по мнению эксперта Международного финансового центра Гайдара Гасанова, фактическая инфляция в стране поднялась до 10-15%.

«Именно на эти цифры следует опираться правительству, когда речь идет о механизмах по регулированию стоимости топлива. А регулирование необходимо. При экспортно-сырьевой модели экономики нашей страны цены на топливо в России все равно будут стремиться к европейским. В среднем во втором полугодии мы можем увидеть цены на бензин в пределах 55–60 рублей за литр», – резюмировал Гасанов.

Источник: Bankiros.ru, 22.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики