Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев-Европе: Ховайтесь, хлопцi, от москалей в наших ПГХ

Киев-Европе: Ховайтесь, хлопцi, от москалей в наших ПГХ

Украина предложила план действий на случай «газовой войны» с Россией

Киев готов сдать ЕС в аренду до 40% своих подземных газовых хранилищ (ПГХ). Такой шаг якобы обеспечит европейским потребителям бесперебойное газоснабжение зимой 2019−2020, «даже если Россия прекратит транзит газа через территорию Украины в страны ЕС после 1 января 2020 года. Об этом 25 марта сообщил оператор газотранспортной системы страны «Укртрансгаз».

Оператор указывает, что на сегодня может предложить европейским заказчикам около 12 млрд. кубометров ПГХ, при том, что в целом система ПХГ Украины состоит из 12 подземных хранилищ общей вместительностью 31 млрд. кубометров газа. «Максимальная суточная мощность отбора из подземных хранилищ газа может достичь 260 млн. куб. м», — говорится в сообщении.

Как пример государства, которому могут пригодиться запасы газа, приводится Венгрия. Ежегодно страна потребляет больше 10 млрд. куб. м голубого топлива. Две трети от этого объема обеспечивается российским газом, около 20% - внутренней добычей, а остальное импортируется из Австрии. При этом около 60% газа, поставляемого на хаб в Баумгартене (Австрия), также транспортируется через украинскую ГТС.

«Исходя из этого, украинские ПХГ могут помочь Венгрии обеспечить бесперебойное газоснабжение следующей зимой для ее внутренних потребителей», — подчеркнули в «Укртрансгазе». В сообщении также указывается, что максимальная суточная возможность экспорта в Венгрию составляет 68 млн. кубометров, что в 4,5 раза превышает суточную продуктивность (15 млн. кубометров) газотранспортного коридора из Австрии в Венгрию.

«Использование таких значительных мощностей украинской ГТС позволит значительно снизить риски наступления ЧС в газотранспортной системе Венгрии. Аналогичные услуги и мощности украинская сторона готова предложить поставщикам из других стран Центральной и Восточной Европы», — утверждает «Укртрансгаз».

Впрочем, не факт, что теперь страны ЕС побегут занимать очередь, чтобы забронировать объем украинских ПГХ. И прежде всего потому, что руководство ЕС противится укреплению позиций «Газпрома», и делает ставку на СПГ и сохранение транзита через Украину.

Сегодня совершенно ясно: хотя к 2020 году физически «Северный поток-2» дотянут до Германии, полностью загружен он точно не будет. Просто потому, что газотранспортные мощности на территории Европы не будут готовы к этому сроку на 100%. Аналогичная ситуация по «Турецкому потоку». По нему, начиная с 2020 года, может обеспечиваться газом Турция — по первой нитке. Но в отношении второй нитки, которая должна пройти по странам Южной Европы, ясности нет никакой. Сербия обещала построить соединительный газопровод с Болгарией к середине декабря 2019 года, но дальше слов пока не пошла.

Мало того, Евросоюз делает все возможное, чтобы оставить «Северный поток-2» полупустым. 20 февраля комитет постпредов стран ЕС одобрил компромиссный вариант поправок к газовой директиве, которые распространяют действие европейского законодательства на трубы из третьих стран. Это означает, что руководству «Северного потока-2» придется дать доступ к его мощностям еще одной организации. На деле это невозможно, поскольку оператор строительства, «Газпром», является единственной компанией России, имеющей право на экспорт газа.

В такой ситуации предложение «Укртрансгаза» напоминает попытку нагнать паники, чтобы потом на ней же заработать. Пойдет ли ЕС на аренду украинских ПГХ?

— До настоящего времени никто из стран ПГХ не арендовал, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — К тому же Украине хранилища, которые она сдаст в аренду, придется заполнять газом, а как это делать технически — в отсутствии прямых поставок из РФ — вопрос открытый. 

Замечу, для Европы наличие запаса в украинских хранилищах проблему газоснабжения принципиально не решает. 12 млрд. кубометров ПГХ — объем по меркам ЕС небольшой. А главное, непонятно, зачем Европе головная боль с арендой. Зачем европейцам новые непонятные схемы поставок газа, если есть альтернатива — в виде трансбалтийских газопроводов и того же украинского транзита?!

«СП»: — Но Киев исходит из предположения, что транзита не будет, разве не так?

— Киев может исходить из чего угодно, но украинский транзит — это все понимают — в определенных объемах сохранится и после 2020 года.

Неслучайно 22 марта, на встрече премьера Дмитрия Медведева с украинскими оппозиционными политиками Юрием Бойко и Виктором Медведчуком, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн готов продлить действие текущего транзитного контракта с Украиной.

Да, внешне разговор велся с кандидатом в президенты Украины — Юрием Бойко, а его шансы на победу практически нулевые. Но на деле заявление «Газпрома» было сделано в целом.

Кремль, я считаю, таким способом дал Киеву понять, что мы готовы возобновить и прямые поставки, и продолжить сотрудничество в формате прежнего договора. Вопрос только в безопасности транзита и тарифных ставках — эти моменты предстоит обсуждать летом-осенью 2019 года в ходе трехсторонних встреч Еврокомиссия-«Газпром"-"Нафтогаз».

Думаю, переговоры стартуют, как только на Украине пройдут президентские выборы, и будет сформирован новый кабмин. Просто мы должны понимать, с кем взаимодействовать в «незалежной», а для этого нужна политическая определенность, которой сейчас нет.

Замечу, Киев и сам заинтересован, чтобы играть на газовом направлении по правилам — иначе, без поддержки ЕС, перспектива взыскать с «Газпрома» штрафы, присужденные Стокгольмским арбитражем, станет для Украины призрачной. Именно это, на мой взгляд, объясняет факт, что транзит в текущем сезоне обеспечивался без сбоев — без привычных инцидентов с несанкционированным отбором газа украинской стороной.

Подчеркну, что украинский транзит при любых раскладах превратится в 2020 году из стратегического в придаточный. Стратегическим направлением доставки российского газа в Европу станет трансбалтийское — Киев не в силах это изменить.

«СП»: — Какие объемы газа все-таки останутся за украинской «трубой»?

— Это вопрос дискуссий. «Газпром» говорит о 15−20 млрд. кубометров газа в год, с обязательной перспективой снижения объема. Со своей стороны, Украина настаивает на минимальном объеме в 40 млрд. кубометров — якобы с этой отметки возможна безубыточная эксплуатация ГТС. Причем, в Киеве считают, что российские поставки должны сохраняться минимум 10 лет.

Но ситуация может измениться. «Газпром» — на той же встрече с Бойко и Медведчуком — заявил, что готов пересмотреть свою позицию относительно участия в украинской газотранспортной системе, и стать стороной консорциума, который возьмется за управление ГТС.

Если предложение «Газпрома» будет поддержано ЕК и принято, это многое изменит: консорциум сделает транзит юридически менее уязвимым — саботаж со стороны Киева будет в таких условиях практически невозможен.

На этом фоне идея с арендой ПГХ — стратегически слишком мелкая.

«СП»: — Как скоро наступит ясность в транзитном вопросе?

— В идеале нужно договориться по спорным пунктам до конца 2019 года — до момента, когда по «Северному потоку-2» пойдет первый газ. В конце года, напомню, истекает долгосрочный транзитный контракт с Украиной, и, если новый контракт не будет подписан, вопросы транзита придется решать в рамках допсоглашений.

Для Москвы, замечу, это наиболее приемлемый и простой способ продолжать транзитные поставки, не связывая себе руки невыгодными условиями. 

Источник: Свободная пресса, 26.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики