Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Волна эмиграции и развал промышленности позволят Украине отказаться от импорта газа

Волна эмиграции и развал промышленности позволят Украине отказаться от импорта газа

Украина станет энергетически независимой и прекратит импортировать газ в 2021-2022 году, передает слова президента Украины Петра Порошенко ТАСС. Но за такой короткий срок отказаться от импорта газа просто невозможно, если не ускорить процессы эмиграции местного населения и одновременно не уничтожить промышленность, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Цена отказа Украины от импорта газа

В январе текущего года президент Украины пообещал обеспечить энергетическую независимость страны в ближайшие пять лет, но сейчас сроки сдвинулись уже к 2021-2022 году. По словам Порошенко к этому моменту Украина станет энергонезависимой, прекратив импортировать газ. Хотя в 2018 году объемы импортного газа составили 10,6 млрд кубометров, что на 24,8% меньше показателя 2017 года кубометров. Как отметили в компании «Укртрансгаз», газ приходил исключительно из ЕС - со словацкого, венгерского и польского направлений.

«Нет никаких предпосылок для того, чтобы Украина могла отказаться за такой короткий срок от импортного газа. Единственный сценарий - окончательно убить свою промышленность и как-то ускорить процессы эмиграции местного населения, чтобы они уехали из страны в один конец. В этом случае никакой газ Украине будет не нужен. Сейчас покрыть разницу между тем объемом газа, который она сама производит, и тем, который нужно закупать, просто невозможно.

Государственная компания «Укргаздобыча» производит около 15 млрд кубов. Еще 5 млрд производят частные компании и «Укрнафта», формально считающаяся госкомпанией, но управляемая менеджерами в интересах Коломойского. Потребляет страна при этом гораздо больше, поэтому собственных объемов добычи пока не хватает даже на удовлетворение нужд населения, не говоря уже о промышленности», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Согласно данным Минэнерго Украины, за прошлый год в стране был добыт 21 миллиард кубометров газа, что на 0,5 миллиарда больше, чем годом ранее. Но премьер-министр Украины Владимир Гройсман нашел такие результаты неудовлетворительными и провальными, так как уже к 2020 году по плану правительства добыча должна была выйти на уровень 27 миллиардов кубометров. 

Падение внутренней добычи

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник ранее обратил внимание на отсутствие сколько-нибудь перспективных газовых месторождений в стране, связав рост с эффективной работой частных компаний. Но, похоже, что ситуация обстоит еще проще.

Станислав Митрахович со ссылкой на украинских профильных экспертов связывает увеличение добычи с ростом потребления газа добывающих предприятий. Если свести имеющиеся данные вместе, то будет наблюдаться даже падение добычи, и нет никаких причин, чтобы в будущем ситуация развивалась иначе, считает эксперт.

«Программа по добыче газа, которая была анонсирована Гройсманом, уже провалена. Он обещал к 2020 году рост до 27 млрд кубов. Доверять новым обещаниям Порошенко, который говорит об энергетической независимости через три года, никто уже не станет. Использование альтернативных источников вместо газа возможно только в ограниченном количестве.

Возобновляемая энергетика точно не вариант, она совершенно не способна заменить газ. Всего Украина получает около 2% энергии из возобновляемых источников. Угольные станции на первый взгляд дешевле, чем газовые и газомазутные блоки, и отказываться от угля точно никто не будет, так как его проще закупать. Но для металлургической и химической промышленности нужен газ, без импорта которого предприятия просто встанут», - резюмирует Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики