Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: Дания срывает сроки запуска «трубы»

«Северный поток-2»: Дания срывает сроки запуска «трубы»

Копенгаген сыграл на руку Киеву в вопросе украинского транзита

«Северный поток-2», возможно, не будет введен в эксплуатацию, как планировалось — до конца 2019 года. Риск задержки строительства возник из-за Дании. Это единственная страна, которая до сих пор не дала разрешение на прокладку газопровода, — в отличие от Финляндии, Швеции и Германии.

Внешне проблема выглядит так. Датское энергетическое агентство попросило Nord Stream 2 AG — оператора строительства газопровода «Северный поток-2» — включить в экологическую оценку вариант прокладки газопровода в датской исключительной экономической зоне к югу от острова Борнхольм. Об этом 27 марта заявили в Nord Stream 2 AG в ответ на сообщение в Twitter украинского «Нафтогаза», что власти Дании якобы отклонили заявку оператора на прокладку газопровода — эту информацию в Nord Stream 2 AG опровергли.

Проблема в том, что экологическая оценка маршрута может занять, по экспертным прикидкам, от трех до шести месяцев. Это значит, триумфального ввода в строй газопровода к моменту, когда истекает транзитный договор с Украиной, может не случиться.

Напомним, Дания противится прокладке «Северного потока-2» уже давно. В 2017 году в стране был принят закон, который позволяет правительству запрещать прокладку газопроводов в датских территориальных водах по политическим причинам.

После этого «Газпром», который изначально собирался проложить газопровод по тому же маршруту, что и «Северный поток-1» — в территориальных водах Дании к югу от острова Борнхольм, — подал вторую заявку на прокладку. На этот раз — к северо-западу от Борнхольма, вне пределов датских территориальных вод. Этот второй маршрут расположен в исключительной экономической зоне Дании — то есть, в международных водах. Поэтому запретить там прокладку Копенгаген не может.

Обе заявки по-прежнему находятся у датского регулятора, который и не отклоняет их, и не одобряет. И теперь, выдвигая требование об экологической экспертизе, датчане явно затягивают время.

Срыв сроков ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» дает Киеву козырь на переговорах по судьбе украинского транзита. Ситуацию для Москвы мог бы спасти консорциум по управлению украинской ГТС с участием «Газпрома»: сохранение транзита в условиях консорциума позволило бы сделать транзит интересным для России. О готовности рассмотреть такой вариант глава концерна Алексей Миллер заявил 22 марта, в ходе встречи премьера Дмитрия Медведева с оппозиционными украинскими политиками Юрием Бойко и Виктором Медведчуком.

«Предложение по консорциуму мы всегда поддерживали, всегда были сторонниками этого проекта. Если будет сделано предложение от украинской стороны провести переговоры, мы переговоры проведем и станем участниками газотранспортного консорциума на Украине», — сказал Алексей Миллер.

Он отметил также, что «Газпром» готов продлить действие текущего транзитного контракта с Украиной.

Но вовсе не факт, что Киев пойдет на такое сотрудничество. Напротив, в «незалежной» Бойко и Медведчука, после их визита в Москву, объявили чуть ли не предателями Родины. Да и украинский закон от 2014 года, который запрещает российским компаниям участвовать в подобном консорциуме — в отличие от компаний США и ЕС — на Украине никто не отменял.

Это значит, украинский транзит получает шанс не просто сохраниться — Москва давно на это согласилась, — а шанс сохраниться в приличных объемах. Стратегической победой Киева это будет сложно назвать, но тактической — наверняка. 

— Борьба вокруг «Северного потока-2» вступает в решающую фазу, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Как самый прямолинейный вариант — экспертизу, которую запросило Датское энергетическое агентство, придется сделать в форсированном режиме.

Замечу одно: очень странно, что Копенгаген только сейчас очнулся с этой экспертизой. Тем более, все остальные страны, через территориальные воды которых проходит «Северный поток-2», подобных «индивидуальных» экспертиз не запрашивали.

«СП»: — Эти страны не волнует экологическая безопасность проекта?

— Вовсе нет. Просто по «Северному потоку-2» сделана общая экологическая экспертиза. И Финляндия, Швеция и Германия сочли, что ее вполне достаточно.

Датские волнения по поводу нового газопровода выглядят тем более надуманно, что по территориальным водам Дании проходит совершенно аналогичный «Северный поток-1». И никаких претензий с точки зрения экологии к нему не возникает.

«СП»: — Почему Копенгаген пытается вставлять нам палки в колеса?

— Дания, я считаю, старательно отрабатывает политические установки Вашингтона. Ее задача — это очевидно — максимально тормозить строительство «Северного потока-2».

При этом, на мой взгляд, для обоснованного отказа у датчан нет никаких внятных аргументов. И ситуация вплотную подошла к грани, когда Копенгагену следует прямо сказать: дает он разрешение на прокладку газопровода или нет.

«СП»: — «Газпром» может юридически повлиять на Данию?

— Прежде всего, сейчас нужно разобраться: насколько с юридических позиций нужна эта экспертиза. Повторюсь, экологических экспертиз сделано достаточно, в том числе для «Северного потока-1», который является близнецом нынешнего проекта.

«СП»: — Как эта ситуация скажется на судьбе украинского транзита?

— К настоящему моменту ясно, что и после 2019 года какие-то транзитные объемы за Украиной останутся в любом случае. «Газпром» говорит о 15−20 млрд. кубометров газа в год, с обязательной перспективой снижения объема. Со своей стороны, «Нафтогаз» настаивает на минимальном объеме в 40 млрд. кубометров — якобы с этой отметки возможна безубыточная эксплуатация ГТС. Причем, в Киеве считают, что российские поставки должны сохраняться минимум 10 лет.

Если «Северный поток-2» не будет запущен до конца 2019 года, Киев будет цепляться за это обстоятельство, как за последний шанс договориться по объему транзита в свою пользу. Ничего другого ему, по сути, не остается.

Но по большому счету это ничего не изменит. «Газпром» озвученные Украиной горизонты нового контракта — 10 лет — категорически не устраивают. Либо такой контракт должен сопровождаться условием «качай или плати».

К тому же надо понимать: даже если Дания сейчас упрется, «Северный поток-2» в конце концов, будет построен — пусть даже с полугодовой задержкой. Не для того мы его прокладывали, чтобы бросить пустым на дне Балтики.

Подчеркну, украинский транзит при любых раскладах превратится в 2020 году из стратегического в придаточный. А стратегическим направлением доставки российского газа в Европу станет трансбалтийское.

Так что не стоит делать из локального документа — экологической экспертизы — глобальную проблему. Нужно смотреть на ситуацию шире. Думаю, решение по ней все же будет принято в интересах РФ.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Сейчас против строительства газопровода активно выступают Украина, Польша и Дания. Но не стоит забывать, что и у России на Западе есть партнеры — в первую очередь, Германия. И здесь есть очень важный момент: ФРГ синхронизирует строительство сухопутного продолжения «Северного потока-2» именно с заявленными сроками пуска трансбалтийского газопровода, без оглядок на какие-то привходящие обстоятельства.

Это значит, задержка с запуском прямо ударит по интересам Берлина. Немцы, надо думать, приложат все силы, чтобы этого не произошло. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 28.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики