Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический суверенитет: правительство России выделит субсидии на разработку мощных газовых турбин

Энергетический суверенитет: правительство России выделит субсидии на разработку мощных газовых турбин

Правительство субсидирует создание в России производства газовых турбин большой мощности. Общая стоимость проекта составит 14 млрд рублей. Средства будут направлены в основном на разработку собственных технологий. Эксперты отмечают, что такое оборудование заменит устаревшие агрегаты. Кроме того, отечественные разработки позволят избежать санкционных ограничений.

Правительство России приняло решение о выделении субсидий на разработку и производство газовых турбин большой мощности. Об этом говорится в постановлении кабинета министров.

Общая стоимость проекта составит не менее 14 млрд рублей. Из трёхлетнего федерального бюджета на 2019—2021 годы на эти цели будет выделено 7 млрд рублей. Такую же сумму планируется привлечь за счёт внебюджетного финансирования программы.

Проект предусматривает субсидирование НИОКР, направленных на разработку головных образцов газовых турбин средней и большой мощности в диапазоне 60–80 МВт и 150–180 МВт. Субсидии будут предоставляться по конкурсу. При этом максимальный размер выплаты составит не более 50% стоимости проекта.

В постановлении правительства отмечается, что принятое решение позволит создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса России. Собственное производство также обеспечит технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

Предполагается, что до конца 2032 года в России будет выпущено не менее 22 единиц такого оборудования.

Директор института национальной энергетики Сергей Правосудов в беседе с RT отметил, что создание собственного производства турбин большой мощности необходимо для выполнения масштабной программы замены старых генерирующих мощностей.

В январе текущего года правительство одобрило программу модернизации ТЭС сроком до 2035 года. За это время планируется обновить 40 ГВт или порядка 16% от всей установленной мощности, сообщает ТАСС.

В ходе реконструкции электростанций предполагается не только обновить оборудование, но и обеспечить заказами российские предприятия, а также повысить уровень локализации зарубежного энергетического оборудования.

В настоящее время в России нет собственной технологии производства газовых турбин большой мощности. Над разработкой такой турбины работает «Ростех» совместно с «Роснано».

В апреле прошлого года «Силовые машины» заявили, что при поддержке государства готовы разработать собственную турбину. В августе компания сообщила, что в 2019 году рассчитывает получить от государства 3 млрд рублей на проект по разработке и производству линейки отечественных газовых турбин мощностью 65 МВт и 170 МВт.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отмечает, что турбина большой мощности гораздо более эффективна, чем несколько малых.

«Капитальные затраты на удельную единицу выдаваемой мощности у больших турбин ниже. Даже машинный зал для одной большой турбины будет заметно меньше, чем для 3—4 малых», — отметил в беседе с RT Александр Пасечник.

 

Санкционный фактор 

Эксперты отмечают, что толчком к ускорению разработок собственной турбины в России послужили санкциисо стороны западных стран.

«Проблем с газовыми турбинами большой мощности не было, пока их можно было свободно импортировать из-за рубежа. Но затем возникла неприятная история с электростанцией в Крыму. Компания Siemens попыталась вернуть уже поставленные на объект турбины. Поэтому обратили внимание на необходимость иметь собственное производство таких турбин», — пояснил Сергей Правосудов.

Эксперт отметил, что помимо разработки собственного оборудования в настоящее время идёт работа по локализации производства турбин большой мощности с западными компаниями, например Siemens.

В феврале концерн Siemens заявил, что изучает возможность сокращения сроков 100-процентной локализации производства в России газовой турбины мощностью 187 МВт.

«У нас сейчас турбина 2000E мощностью 187 МВт локализована чуть более, чем на 60%. Мы готовы до 2020 года локализовать ее на 70% и до конца 2024 года — до 100%. Более того, сейчас мы рассматриваем возможность сократить этот срок на год или полтора», — заявил в интервью ТАСС глава Siemens в России Александр Либеров.

По словам Александра Либерова, компания уже ведёт переговоры с несколькими российскими производителями для ускорения процесса локализации турбины до 100%.

В июне прошлого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что проекты с иностранными партнёрами могут вестись, но параллельно. В интервью РИА Новости он отметил, что Россия должна самостоятельно разработать большие газовые турбины для тепловых электростанций (ТЭС). 

Автор: Михаил Калмацкий

Источник: RT, 28.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики