Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия увязла в тяжелой нефти

Россия увязла в тяжелой нефти

Существенное падение цен на газ поставило под сомнение рентабельность разработки Штокмановского месторождения. Эксперты полагают, что экономический кризис затруднит освоение углеводородных ресурсов не только в Баренцовом море, но и на юге Восточной Сибири. Обеспечить нехватку ресурсов можно за счет нетрадиционных источников углеводородов, но их добычу тормозят отсутствие технологий и неэффективное налогообложение. В результате, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", Россия в обозримой перспективе может потерять контроль над своими энергоресурсами.

Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами более 3 триллионов кубометров газа и 27 миллионов тонн нефти было открыто еще в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Однако к его реальному освоению Россия приступила лишь в 2000-е. Заявив о разработке месторождения, правительство исходило из того, что в ближайшие 10-12 лет потребность США (основной планируемый получатель запасов Штокмана) в газе увеличится в два раза, а цены будут стабильно расти.

Однако цены в Северной Америке и Великобритании практически рухнули, а спрос на газ в Евросоюзе в 2009 году сократился, по данным директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, на 7-8%.

Помимо экономического кризиса, считает руководитель Центра изучения энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова, на падение цен повлияла революция в технологиях по добыче нетрадиционных углеводородов. В частности, в США за последние полтора года в девять раз увеличилась добыча метана из рыхлых пород (shale), достигнув 9% в газовом балансе страны.

Американское Министерство энергетики утверждает, что запасы этого газа, сосредоточенного в трещинах твердых пород, огромны. Пробное бурение показало, что целесообразно его добывать и в Восточной Европе. Возможно, есть месторождения и в России, но об этом можно сказать лишь после определенных исследований. ОАО "Газпром", по словам эксперта, пока лишь внимательно изучает информацию и осмысливает заявленную американцами цену: 150 долларов за тысячу кубометров газа.

Заведующий лабораторией Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Георгий Булатов считает, что американцы блефуют. По его мнению, речь, скорее всего, идет о добыче газа из горючих сланцев методом бурения, применяемого при извлечении метана из угольных пластов. Если это так, то нарастить добычу за полтора года в девять раз нереально: слишком низкие там дебиты.

Российские аналитики, однако, относятся к сообщениям американского Министерства энергетики весьма серьезно. Татьяна Митрова полагает, что пока рано говорить о последствиях технологической революции в добыче газа, но влияние этого события на рынок углеводородов очевидно: потребность в импортном топливе в США сократилась, разработка Штокмана, скорее всего, будет перенесена на более поздний срок.

Аналитик ИГ "Октан" Максим Чернега в связи с этим замечает, что Штокмановское месторождение вообще может быть не освоено, если того не захотят иностранные партнеры России: страна не располагает ни финансами, ни технологиями разработки месторождений такого рода.

Доктор геолого-минералогических наук Вера Якуцени, между тем, прогнозирует скорый закат эры традиционных углеводородов. Выработка запасов нефти в целом по стране, утверждает главный специалист ФГУП "Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт", достигла 53%. Около 70% запасов в Западной Сибири - главной нефтеносной провинции РФ - сосредоточены в месторождениях с падающей добычей. Заключительный этап освоения углеводородов при текущих объемах добычи наступит через 20-40 лет - при условии существенного воспроизводства запасов. Однако уже давно добыча топлива опережает его прирост. 

В условиях падения добычи сырья, считает эксперт, необходимо серьезно заняться освоением нетрадиционных источников углеводородов. К таковым в России можно отнести добычу углеводородов из нефтегазоносных низкопроницаемых коллекторов, извлечение тяжелой нефти, а также газа из угольных пластов. В довольно значительных объемах данные ресурсы (за исключением угольного газа) расположены в Западной Сибири.

Тяжелые нефти, по данным проект-менеджера НижневартовскНИПИнефть Владимира Миргородского, есть в Нижневартовском районе Югры и на Ямале. Наиболее значимые месторождения - Русское, Ван-Еганское и Федоровское. Основная проблема, сдерживающая их освоение, - это транспортировка вязкой нефти. Вариантов решения данной задачи немного: либо смешивать ее с обычной нефтью и направлять в трубопровод, либо перерабатывать на битумном заводе. Несколько лет назад власти Югры объявили, что в регионе будет построен современный завод по производству битумов.  

Поскольку самый большой опыт по подъему вязкой нефти имеет British Petroleum, именно эту компанию и пригласили для освоения Ван-Еганского месторождения. Британцы, откачав обычную нефть, к извлечению вязкой так и не приступили. По словам В.Миргородского, специалисты BP сказали, что в России нельзя применить методы, которые были использованы для аналогичной ситуации в США.

Технического решения подъема вязкой нефти нет до сих пор, и в ближайшие год-два, утверждает проект-менеджер НижневартовскНИПИнефть, проблема не решится. Соответственно, не построен и завод по переработке тяжелой нефти.

Вера Якуцени убеждена, что разработку нетрадиционных источников углеводородов губит налоговое законодательство. Единая ставка для всех ресурсов и регионов привела, по мнению эксперта, к тому, что Кузбасс предпочел снабжаться природным газом из Западной Сибири, хотя у него имеются огромные запасы метана в угольных залежах.

Справедливости ради следует сказать, что ОАО "Газпром" уже приступило к бурению пластов: по словам помощника генерального директора ООО "Газпром добыча Кузнецк" Вячеслава Чворо, в декабре текущего года начнется официальная эксплуатация 7 скважин, газ из которых будет использоваться в качестве автомобильного топлива. В 2010 году количество скважин планируют довести до 1000, предусматривая его поставку на электростанции. Но объемы добычи все равно будут незначительными: лишь в далекой перспективе компания планирует извлекать 4 миллиарда кубометров в год.

Эксперты полагают, что Газпром не заинтересован в разработке нетрадиционного источника углеводородов, что неизбежно приведет к сворачиванию проекта. Член-корреспондент РАН Владимир Каширцев вообще говорит о добыче метана из угольных пластов в Кузнецке в прошедшем времени: "В мире очень серьезно занимаются этим направлением. У нас тоже была программа. Пока еще не померла".

Георгий Булатов, между тем, подчеркивает, что проект в любом случае перспективный: лучше использовать местные источники топлива, чем тянуть трубу с Ямала. Естественно, успешным эксперимент будет лишь в случае корректировки законодательства и при наличии технологий для разработки мелких месторождений.

В России, однако, вряд ли найдутся сегодня силы, способные всерьез заняться разработкой технологий освоения нетрадиционных ресурсов углеводородов. Владимир Миргородский говорит, что в Югре в первоочередном порядке уделяется внимание не вязкой нефти, а переработке попутного нефтяного газа. Правительством страны определены конкретные сроки, когда должно утилизироваться до 95% этого газа. В связи с этим необходимо найти сотни миллиардов рублей и решить массу технических и организационных задач.

Комплекс проблем, стоящий сегодня перед Россией, не позволит, полагают эксперты, укрепить сырьевую базу страны до 2030 года, что предписывает Энергетическая стратегия РФ. Для этого у страны нет необходимых капиталов и технологий. Опыт же освоения Штокмана и месторождений вязкой нефти показал, что иностранные компании не будут передавать их россиянам в ущерб собственным интересам.

Это означает, что в среднесрочной перспективе Россия либо столкнется с дефицитом углеводородов, либо будет вынуждена передать добычу собственных ресурсов технически продвинутым иностранным компаниям. Любой из этих сценариев поставит крест на амбициях страны, претендующей на статус энергетической державы мира.

Автор: Владимир Терлецкий

Источник: RusBusinessNews, 02.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики