Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Карты, деньги, две трубы. США, Европа и украинский транзит

Карты, деньги, две трубы. США, Европа и украинский транзит

В преддверии президентских выборов на Украине тема газовых поставок из России в Европу вновь вышла на первый план. И хотя сама кампания со стороны смотрится в лучших традициях «смехопанорамы», вопросы там решаются весьма серьёзные, в том числе об энергетической безопасности Евросоюза в самом ближайшем будущем, пишет Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Как известно, действующий контракт на транзит между «Газпромом» и «Нафтогазом» истечёт 1 января 2020 года в 10 часов утра. И это тот самый бикфордов шнур, который может быть подожжён для организации нового транзитного «взрыва» и нарушения поставок российского газа в Европу. Если история десятилетней давности должна была заставить европейцев окончательно взять курс на масштабную господдержку возобновляемой энергетики, несмотря на неизбежный рост цен на электроэнергию для конечных потребителей и негативных последствий для конкурентоспособности экономики ЕС, то сейчас цель ещё проще и очевиднее. 

Главные бенефициары возможного транзитного сбоя особо и не скрываются. Официально на высшем уровне требуют отказаться от части импорта российского газа, послы рассылают письма частным корпорациям с угрозами введения санкций за участие в «Северном потоке – 2», колесят по европейским столицам, агитируя переходить на американский сжиженный газ. Датчан буквально заставляют извиваться ужом, только бы они потянули ещё несколько месяцев с выдачей последнего разрешения на строительство газопровода из России в ЕС по дну Балтийского моря.

Последняя уловка вообще выглядит как многоходовка. Дания и Польша внезапно урегулировали сорокалетний территориальный спор, который мешал им разграничить свои исключительные экономические зоны южнее острова Борнхольм. В своё время отсутствие демаркационной линии заставило при строительстве «Северного потока» обогнуть остров с Юга по датскому территориальному морю. Когда на аналогичный маршрут была подана заявка по «Северному потоку – 2», Копенгаген задним числом изменил законодательство, передав право окончательного согласования проектов в территориальном море от энергетического регулятора МИД страны, которое вот уже больше года «молчит». Ни да, ни нет. В результате оператор проекта предложил альтернативный маршрут в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к северу от Борнхольма. Здесь МИД бессилен и решение – за Датским энергетическим агентством в соответствии с международными конвенциями.

И вот перед самым голосованием на Украине ДЕА попросило компанию Nord Stream 2 исследовать ещё один альтернативный маршрут через вновь обретённую ИЭЗ после чудесного разрешения спора с поляками. Просто ещё один способ относительно законно потянуть время. На проведение всех процедур может уйти несколько месяцев. Забавно, что ещё до официального заявления со стороны агентства, «Нафтогаз Украины» в твиттере сообщил об отказе Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока – 2». В предвыборной гонке все средства хороши.

А смысл всех этих затяжек один. Создать неопределённость со строительством газопровода, который окончательно лишит Украину статуса транзитного монополиста. Напомним, что Россия и Германия на высшем уровне договорились – транзит через Украину будет продолжен, но на экономически привлекательных условиях и при гарантиях его безопасности. Киев, очевидно, хотел бы диктовать свои условия. Но это не в интересах ни поставщика, ни потребителей. А само сохранение транзита и платежей за него – большая удача для украинской экономики, хотя последние 5 лет Украина только и делала, что рвала экономические связи с Россией. В ущерб прежде всего себе.

Но в том-то и дело, что транзит газа через Украину – слишком чувствительная для России и Европы область, по крайней мере до запуска «Северного потока – 2».  

И пока он не построен, у США остаётся единственный шанс дискредитировать российский газ в Европе и тем самым продвинуть свой собственный товар на рынке. Этот шанс – в ритуальном самоубийстве украинского транзита. 
 
И делать ничего не надо – просто сорвать переговоры и обвинить в этом Россию. Благо, в 2008 году технология была успешно опробована. 

Проблема американского СПГ в Европе широко известна – он слишком дорогой и не может по-честному конкурировать с российским газом особенно в условиях достаточно низких цен на рынке. Это касается, как поставок через «Северный поток – 2», так и через Украину. Поэтому, с точки зрения США, нормальный транзит российского газа по украинской трубе также вреден для их интересов на газовом рынке Европы, как и поставки по трансбалтийскому трубопроводу. А вот сбой транзита до ввода «Северного потока – 2» – подарок судьбы. Двух зайцев из одного ствола. И репутацию конкурента подорвать, и цены на рынке сбыта поднять. 

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ

Опубликовано: Валдай, 01.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики