Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин боится Ющенко. Оставит ли Украина Европу без газа?

Путин боится Ющенко. Оставит ли Украина Европу без газа?

Россия предупредила Евросоюз о возможных проблемах с транзитом газа. Украина может не оплатить поставки, причем вовсе не из-за того, что у нее нет денег – просто накануне выборов президент Виктор Ющенко пытается поставить палки в колеса правительству. Транзит газа через Украину может быть сорван. Об этом российский премьер Владимир Путин предупредил своего шведского коллегу Фредрика Рейнфельдта в ходе телефонного разговора – Швеция сейчас в настоящее время председательствует в Евросоюзе. «Владимир Путин акцентировал внимание руководства ЕС на поступающие, в том числе по официальным каналам из Киева, сигналы о возможных проблемах с оплатой поставок российского газа», – говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Проблему оплаты российского газа Путин поднял еще в прошлую пятницу на встрече с руководством партии «Единая Россия». Премьер заявил, что с расчетами могут возникнуть сложности. Причем дело не в том, что у Украины нет денег – Путин отметил, что по данным Международного валютного фонда, как раз деньги-то есть – золотовалютные резервы Украины составляют $27-28 млрд.

Да и платила за газ Украина в течение всего года вполне аккуратно – полностью и в срок, так что даже «Газпром» в последние месяцы уже перестал говорить о потенциальных сложностях с оплатой.

Дело не столько в экономике, сколько в политике. Украинский премьер Юлия Тимошенко рассказала Владимиру Путину, что Президент Виктор Ющенко препятствует сотрудничеству Нацбанка с украинским правительством, и блокирует перевод денежных средств.

Украина может и не оплатить газ, подтверждают эксперты опасения Путина.

Если Россия не получит денег, то в качестве ответной меры будут перекрыты поставки на Украину, которая, в свою очередь, уже традиционно, перекроет транзит в Европу. Именно об этом Путин и предупредил заранее Евросоюз.

Опасения Путина буквально в понедельник Виктор Ющенко дополнительно подогрел. Украинский Президент потребовал от Кабинета министров принять безотлагательные меры по официальному внесению изменений в газовые контракты с Российской Федерацией от 19 января этого года.

Президент Украины обеспокоен тем, что менее чем за два месяца до нового года правительство не обеспечило официальное урегулирование с российской стороной ключевых параметров равноправного сотрудничества в газовой сфере.

Комментирует Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

 

- Владимир Путин предвидит возможность возникновения газового кризиса и делает посыл Евросоюзу, что у Украины могут возникнуть проблемы с оплатой. Причины этого такие. Во-первых, на 17 января в Украине назначены президентские выборы. Гонка уже началась, поэтому, очевидно, будет определенное перераспределение финансовых потоков. Если раньше деньги шли «Нефтегазу», который сейчас находится в крайне неустойчивом финансовом положении, то теперь деньги могут быть потрачены на предвыборную борьбу. Плюс есть заявления Тимошенко и Ющенко о том, что имеются сложности с оплатой за газ из-за неустойчивости политической ситуации.

 

Во-вторых, Владимир Владимирович не исключает и предупреждает ЕС, что желательно выдать Украине деньги, помочь ей в финансовом плане, потому что все обещания о кредитовании ничем не закончились. Деньги выдал только МВФ, при этом на жестких условиях. Эти деньги не могут быть потрачены на газовые нужды Украины. По информации российского правительства, сейчас золотовалютный резерв Киева превышает нормы, необходимые для обеспечения устойчивой национальной валюты. По некоторым данным, там порядка 28 миллиардов долларов. Для поддержания валюты требуется половина. Как мы видим, деньги у Украины на оплату газа есть.

 

Посыл Путина понятен и ясен. Угроза неоплаты есть, и в случае если будут задержки, то не исключены адекватные санкции «Газпрома». Поэтому и говорится о возможности газового кризиса: «Газпром» будет перекрывать газ за неоплату. Но этот сценарий самый грубый. Думаю, до этого не дойдет, и до конца года все счета будут оплачены.

 

Что касается заявления украинского Президента Украины о необходимости пересмотреть газовые контракты, то это спекуляция. Насколько я знаю, Ющенко постоянно хочет их пересмотреть, тем самым минимизировать заслуги Юлии Тимошенко, которая выступала главным переговорщиком. Ющенко говорил о том, что контракт ущербен для экономики Украины. Понятное дело, что контракты имеют долгосрочную перспективу. Это достаточно серьезные вещи, и «Газпром» просто так уступать капризам Ющенко не будет. Поэтому маловероятно, что контракт будет пересмотрен. Во всяком случае, до Нового Года ничего не случится, и финальные резолюции будут получены после выборов, когда политическая ситуация в Украине утрясется. Сейчас, наверняка, стороны придут к компромиссу, потому что, я уверен, никто не хочет получить новый газовый кризис.

Источник: For-ua.com, 03.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики