Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Использование средств из ФНБ для компенсации нефтяникам приведет к «политике тришкиного кафтана»

С. Митрахович: Использование средств из ФНБ для компенсации нефтяникам приведет к «политике тришкиного кафтана»

Правительство России ищет способ компенсировать выпадающие доходы от роста компенсаций нефтяникам за поставки моторного топлива на внутренний рынок. Потери доходной части бюджета оцениваются 190 млрд рублей. Один из предложенных вариантов – взять деньги из фонда национального благосостояния (ФНБ). Рассмотреть такую возможность предложено по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева.

Свое мнение по этому вопросу Агентству нефтегазовой информации высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Переговоры о продлении соглашений нефтяных компаний с правительством о заморозке внутренних цен на нефтепродукты вновь ставят вопрос о том, кто кому должен компенсировать убытки и кто, в конечном счете, за кого платит.

По одному из предложений, звучавших на совещаниях у вице-премьера Дмитрия Козака и главы правительства Дмитрия Медведева, формула демпфера будет изменена в желаемую нефтяниками сторону. Сейчас нормативный уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок, составляет 56 тыс. рублей за тонну бензина, если экспортная цена на бензин выше, государство компенсирует нефтяникам 60% разницу. Снижение, о котором правительство говорит как об опции, может произойти до уровня в 51 тыс. рублей. То есть по факту бюджет будет дополнительно выплачивать нефтекомпаниям по 3 тыс. рублей на тонну бензина, проданную на внутреннем рынке. Но выпадающие доходы бюджета в 120-190 млрд рублей - по картине мира правительственных финансистов - кто-то должен вернуть в бюджет. Минфин предлагает, чтобы компенсация прошла либо через повышение НДПИ, либо повышение пошлин, либо чтобы деньги были взяты напрямую из ФНБ.

 

Фундаментально решить задачу так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы» просто невозможно. Кто-то все равно должен брать на себя расходы - или бизнес, или бюджет, или напрямую  население, покупающее нефтепродукты в рознице. Все одновременно выиграть не могут, это утопия. А попытка достичь этой утопии приводит к малопривлекательной «политике тришкиного кафтана», когда сначала повышаются налоги, потом компаниям дают из бюджета компенсации за повышение налогов, затем ищут способы спасать бюджет, в том числе за счет всех налогоплательщиков, включая и покупателей топлива. Интересы которых, вроде бы, изначально были в фокусе приоритетной задачи «не допустить роста цен на бензин».  Что называется, «хвост вытянул - нос увяз».

 

Технически «тришкин кафтан» последних месяцев выглядел следующим образом.  Правительство собиралось найти деньги для бюджета, поэтому был запущен налоговый маневр и повышены акцизы на моторное топливо. Однако нефтяникам за это повышение пришлось давать компенсацию в виде «обратного акциза». К обратному акцизу была предусмотрена демпфирующая надбавка, которая должна была компенсировать производителям нефтепродуктов разницу в стоимости поставок на внешний и внутренний рынок в случае неблагоприятной для внутренних поставок конъюнктуры. Дальше выяснилось, что особенности демпфера, как его сумел организовать Минфин, не устраивают производителей, по крайней мере, в случае с бензином. А вот уже измененный демпфер, невыгодный Минфину, будут компенсировать за счет иных ресурсов.

Расходовать для этой цели ФНБ, конечно, можно, но тем самым изначальный смысл этого фонда, задуманного как часть пенсионной реформы, полностью теряется. Теряется даже смысл ФНБ как механизма для господдержки крупных инфраструктурных проектов вроде «Ямал СПГ». Да, можно переписать нормативные акты, но тогда о стабильности хоть каких-то правил игры будет говорить сложно. Получается, что можно будет чуть ли не в ручном режиме регулярно править и правила использования вообще всех «копилок», включая, и сам бюджет, и ФНБ, и «Роснефтегаз», и, скажем, пенсионные фонды госкомпаний. 

 

В сценарии использования средств ФНБ для компенсации бюджету эффектов измененного демпфера уходит и логика «защиты потребителей и налогоплательщиков». Ведь все равно иных денег, помимо денег налогоплательщиков, у правительства нет, и средства ФНБ - это все те же деньги с налогов.

 

«Политика тришкиного кафтана» полностью противоположна понятной и стабильной налоговой системе, когда все заинтересованные игроки могут планировать свои действия, инвестиции, расходы и т.д. Рано или поздно придется признать, что кому-то придется все же раскошелиться. Или это будут нефтяные компании с рисками недостаточных инвестиций в переработку. А «энергетическая сверхдержава, закупающая бензин за границей», - это картина малоприятная, и ее компании наверняка будут представлять на самом высоком политическом уровне. Или же Минфину придется со скрипом согласиться на поблажки в налогообложении ВИНКов (тогда потеряет бюджет страны). А может и населению в перспективе нескольких лет придется готовиться к росту цен на моторное топливо к уровням некоторых соседних стран, в том числе, куда идет российский экспорт нефтепродуктов. Решение будет болезненным и многим не понравится, но и «политика тришкиного кафтана» чисто технически не может быть вечной. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 04.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики