Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил, почему Газовая директива ЕС не помешает «Северному потоку — 2»

Эксперт объяснил, почему Газовая директива ЕС не помешает «Северному потоку — 2»

Германия может обойти применение поправок в Газовую директиву и Третий энергопакет, если добьется сохранения за собой права определять статус инфраструктуры. Об этом заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, комментируя утверждение Европарламентом проекта поправок в Газовую директиву Евросоюза. Нововведения позволят Брюсселю значительно расширить контроль над морскими газопроводами, например, «Северным потоком — 2».

Доработанная директива распространяет энергонормы ЕС на морские газопроводы из третьих стран в государства Евросоюза. Согласно нормам Третьего энергопакета ЕС, оператором «Северного потока – 2» должна быть независимая от «Газпрома» компания, а 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано под прокачку газа от независимых поставщиков.

Игорь Юшков в беседе с Федеральным агентством новостей напомнил, что поправки в Газовую директиву  являются правилами использования энергетической инфраструктуры в Европе, а не строительства.

«На возведение «Северного потока — 2» это никак не повлияет. Другой вопрос, возможно, что на газопроводе после завершения строительства применят меры регулирования, как на сухопутных участках ниток. Предполагалось, что «Северный поток — 2» будет полностью принадлежать «Газпрому», пять европейских компаний кредитуют его строительство, а  дальше — участками на территории Германии, Чехии, Словакии и Австрии будут владеть операторы ГТС каждой из стран», — объяснил он.

 

Собеседник ФАН предположил, что нововведения могут создать ограничения для «Газпрома» в эксплуатации ниток газопровода, однако компания сможет их обойти, если странам, на береговую территорию которых заходит «Северный поток — 2», удастся отстоять свое право о его самостоятельном регулировании.

«Поправки в Газовую директиву распространяют меры и на морские газопроводы, для «Газпрома» может возникнуть ограничение в связи с тем, что поставщик газа не имеет права владеть трубой. Однако по последним данным, компания готовит ответные меры и хочет последний участок газопровода, который проходит к берегу Германии, выделить в отдельный проект и передать в управление независимой компании. Поправки распространяются на морские газопроводы, которые находятся в территориальных водах стран ЕС, а дальше — нет», — рассказал Юшков.

 

Эксперт объяснил, почему европейские партнеры РФ по «Северному потоку — 2» смогут обойти жесткие требования ЕП.

«Третий энергопакет гласит, что один поставщик не может загрузить более 50% мощностей трубы,  и тут уже придется требовать исключения, так как в данном случае альтернативный поставщик объявиться не может», — добавил он.

 

По словам Юшкова, «поправки к Газовой директиве, Третий энергопакет — комплекс антимонопольных законов, призванный развивать конкуренцию, однако Европа использует его в качестве санкций против РФ».

«При этом европейцы не признают этого и прикрываются словами о регулировании», — посетовал он.

 

Как отметил эксперт, не совсем ясно, какой итоговый текст будет передан на одобрение на уровень министерств ЕС.

«Если ЕП оставит старую редакцию документа, где оговаривалось, что каждая из стран, на территорию которой будет заходить газопровод, должна сама регулировать вопрос его правого статуса, то фактически страны Европы смогут  вовсе проигнорировать Третий энергопакет», — подытожил он, добавив, что партнеры РФ смогут обойти поправки ЕС, чтобы ничто не помешало «Северному потоку — 2».

 

Ранее сообщалось, что США продолжат убеждать Германию изменить позицию по «Северному потоку — 2». 

Источник: ФАН, 04.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики