Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие риски для "Северного потока-2" создает Газовая директива ЕС

Какие риски для "Северного потока-2" создает Газовая директива ЕС

Европарламент окончательно одобрил поправки к газовой директиве Евросоюза, касающиеся правил работы морских газопроводов, которые идут из третьих стран в страны ЕС.

Здесь важно понимать, что поправки регулируют не правила строительства, а правила использования газопроводов, поэтому они не помешают достроить «Северный поток — 2» (СП-2). Дальше надо будет смотреть, что будет в итоговом тексте, но уже сейчас понятно, что эти поправки направлены против российских проектов — в частности, СП-2. Об этом говорится и в заключениях разных ведомств, доступных на сайте Европарламента. Так что европейцы признают, что они пытаются применить антимонопольное законодательство в качестве санкций против России. 

Третий энергопакет распространяется на морскую часть газопровода: он предполагает, что поставщику газа нельзя быть одновременно и собственником газопровода. Но «Газпром» прорабатывает адаптивные шаги, которые заключается в том, что последняя часть газопровода, которая выходит в Германию, будет передана в управление независимой компании.

Но тут возникает еще одна проблема. Согласно новым нормам, один поставщик газа не должен загружать более 50% мощности газопровода. Но это антимонопольное законодательство, и если требование не приводит к возникновению конкуренции, тогда проект должен получить исключение из норм третьего проекта. Исключение было дано всем продолжениям «Северного потока — 1», газопроводу из Азербайджана и другим.

Поэтому я думаю, что «Газпрому» надо будет требовать исключение из нормы третьего энергопакета для СП-2, указывая на то, что в той точке на дне моря никакой альтернативный поставщик не найдется. А в России есть закон о том, что «Газпром» является монопольным экспортером газа. Так что надо будет давить на то, что это не санкции, а антимонопольные законы, которые призваны развивать конкуренцию, а если конкуренции даже чисто теоретически не может возникнуть, то законы эти применять не нужно.

Однако в первоначальной версии поправок была оговорка в пользу Германии, которая заключалась в том, что страна, на территорию которой выходит морской газопровод, может сама решать, применять ли к нему нормы третьего энергопакета или нет. В данном случае речь идет о Германии, и если она такое право получит и откажется применять нормы третьего энергопакета, тогда никаких проблем не возникнет.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 04.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики