Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соглашение оставили без подробностей

Соглашение оставили без подробностей

Как договоренности властей и нефтяников отразятся на рынке топлива

Стоимость бензина заморозили до июля, но потом цены снова могут пойти вверх. Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что власти договорились с нефтяниками о продлении действующего соглашения, которое подразумевает заморозку цен и компенсацию правительством выпадающих доходов производителей топлива. Премьер Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил, что это позволит сельскохозяйственному сектору провести посевную кампанию без сбоев.

Так что же будет с ценами на топливо в ближайшие три месяца и после окончания соглашения? Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша говорит, что рядовым автолюбителям беспокоиться не придется, а вот независимые АЗС оказались в подвешенном состоянии: «Соглашение касалось только мелкооптовых цен для рядовых автомобилистов: если будет рост цен, то он останется в пределах инфляции. Вопрос давно решен. Нефтяные компании поднимать цены выше, чем уровень инфляции, не будут. А так как рынок конкурентный, то в общем виде ценники не будут меняться.

Мы понимаем, что опт после завершения соглашения может быть выше индикативных цен. Это означает опять убытки для розницы.

Именно этот вопрос нас волнует больше всего. Последнее время оптовые цены пошли вверх, поставки на внутренний рынок начали сокращаться, запасы старые заканчиваются, и это может послужить причиной роста оптовых цен. Если случится повторение прошлого года, когда оптовые цены выросли выше розничных, то это будет страшно для отрасли».

Даже действовавшее ранее соглашение с нефтяниками не обеспечило стабильности оптовых цен, отметил участник топливного рынка Юрий Зуев. По его мнению, в ближайшие три месяца розничная стоимость бензина может существенно меняться: «Трудно предсказать, что произойдет, потому что вроде цены, в том числе по дизелю, опустились до нужного уровня, рентабельность хорошая. Однако они буквально подержались неделю, и уже на летнее топливо ценники выросли на 500 руб. в опте. Как можно предсказать, как поведет себя руководство компаний? По всей видимости, будут такие определенные качели, нажимание на пружину, чтобы понять, насколько хватит терпения властей или независимого сектора.

Кроме того, нас ждет сезон повышенного спроса, значит, цена пойдет вверх.

Если оптовые цены вырастут, то розница тоже начнет расти».

Как сообщают СМИ, власти пошли на некоторые уступки нефтяникам, в частности, скорректирован демпфирующий механизм, который ранее заставлял производителей топлива работать себе в убыток. По подсчетам Минфина, такой компромисс приведет к потерям бюджета почти в 200 млрд руб., и как их компенсировать, в правительстве пока не договорились: звучали предложения сделать это за счет Фонда национального благосостояния, повышения налога на добычу полезных ископаемых или пошлины на некоторые виды топлива.

Если к лету этот вопрос не будет решен окончательно, бензин на заправках в июле может значительно подорожать, считает эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович: «Финальных обязывающих соглашений нет, продолжается переговорный процесс, который идет уже несколько недель. Как раз потому, что прошло уже несколько совещаний, а не одно, и подписываются лишь их итоговые протоколы, можно судить, что борьба идет очень жесткая, и никто не хочет уступать — ни Минфин, ни нефтяники, которых поддерживает Минэнергетики. Вопрос очень болезненный, потому что сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, никак не удается. Кто-то обязательно должен заплатить. Если, например, брать деньги в Фонде национального благосостояния, то он нужен для пенсионных целей, инфраструктурных проектов, таких как "Ямал-СПГ". В конечном счете, кому-то придется платить. И я думаю, что по прошествии этих месяцев, так или иначе, Россия выйдет на траекторию роста цен на бензин, который будет стремиться примерно к уровню тех стран, куда российские компании экспортируют моторное топливо».

Как отмечают аналитики, возможно, после июля продлевать соглашение уже не придется. Россия ведет консультации со странами ЕАЭС о лицензировании экспорта нефтепродуктов. К этой идее негативно относятся производители топлива, поскольку она может поставить крест на бизнесе по переработке.

Автор: Григорий Колганов 

Источник: Коммерсантъ FM, 05.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики