Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Плюсы и минусы: кто на самом деле выиграет от покупки SOCAR российского НПЗ

Плюсы и минусы: кто на самом деле выиграет от покупки SOCAR российского НПЗ

"Антипинский НПЗ" работает в непростых условиях и ориентирован на внутренний российский рынок, где все НПЗ сейчас генерируют убытки. О перспективах сделки задумался российский аналитик.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ – для Sputnik Азербайджан

Покупка Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) Антипинского НПЗ, о которой уже написали российские СМИ, может стать выходом для российского предприятия, оказавшегося в непростой ситуации.

НПЗ имеет существенную задолженность перед Сбербанком и множеством подрядчиков и поставщиков. Общий долг предприятия составляет примерно три миллиарда долларов, что привело к тому, что управлением занимаются представители крупнейшего кредитора – Сбербанка.

Эта покупка имеет ряд плюсов и минусов. С одной стороны, это предприятие строилось в постсоветское время и имеет хорошую техническую оснащенность: глубина переработки составляет рекордные для России 98%, качество выпускаемого бензина и дизельного топлива соответствуют требованиям "Евро-5". Антипинский НПЗ подключен к нефтепроводам "Транснефти".

Минусы связаны не с самим НПЗ, а со всем сегментом нефтепереработки в России. Особенность Антипинского НПЗ в том, что он принадлежит частным структурам и не входит в состав вертикально-интегрированной нефтяной компании. Поэтому любые изменения в налоговой системе страны предприятие воспринимает весьма чутко.

Кроме того, НПЗ расположен в Тюменской области, поэтому ориентирован на внутренний российский рынок и фактически не занимается экспортом нефтепродуктов. В случае снижения рентабельности работы на внутреннем рынке предприятие не может компенсировать убытки за счет экспорта.

Именно изменения правил игры в российской нефтеперерабатывающей отрасли превратили имевшиеся проблемы Антипинского НПЗ в критические. Российское руководство приняло решение завершить налоговый маневр.

Если говорить кратко, то это значит, что вся фискальная нагрузка на нефтяников переносится "на скважину" (снижается экспортная пошлина и возрастает налог на добычу полезных ископаемых). В итоге все российские НПЗ вынуждены покупать нефть по более высокой цене.

Так как государство испугалось роста цен и на нефтепродукты на внутреннем рынке (логично, что из более дорогой нефти получатся и более дорогие нефтепродукты), то для НПЗ придумали субсидии, получившие название "демпфирующей надбавки". Этот механизм заработал с начала 2019 года, но нефтяные компании уже заявили, что компенсационных выплат им не хватает.

Проблема усугубляется тем, что с ноября 2018 года правительство РФ заключило с нефтяниками соглашение о временном сдерживании цен на топливо на внутреннем рынке. Получается, что сейчас все российские НПЗ генерируют убытки. Вертикально интегрированные компании могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса и за счет экспорта. Антипинский НПЗ этого сделать не может. 

В нынешней модели нефтяной отрасли в РФ независимым переработчикам жить сложно. Поэтому продажа ряда активов становится закономерностью.

В случае, если Антипинский НПЗ купит SOCAR, она сможет сохранить предприятие. Убытки можно будет покрывать за счет других направлений деятельности компании. Со временем механизм расчета демпфирующей надбавки в России будет "отшлифован", и НПЗ вновь станут рентабельными. Азербайджанская компания получит хороший актив, в России не закроется один из лидеров по глубине переработки нефти, жители Тюменской области сохранят рабочие места. Всем хорошо.

Источник: Sputnik Азербайджан, 05.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики