Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Независимым трейдерам закрывают внешние рынки

Независимым трейдерам закрывают внешние рынки

Зачем дополнительно ужесточать условия для экспортеров

Власти планируют прекратить возвращать трейдерам НДС при экспорте топлива. Как пишут «Ведомости», такую меру обсуждают в правительстве. Она коснется тех компаний, у которых нет собственной нефтепереработки. В кабмине считают, что сейчас у спекулянтов есть стимул купить топливо внутри страны и выгодно перепродать на внешнем рынке, что провоцирует в России дефицит бензина и рост цен.

Впрочем, обычно экспорт топлива и так невыгоден независимым трейдерам. Об этом «Ъ FM» рассказал гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз: «В значительной степени это не повлияет на топливное обеспечение конечных потребителей на территории страны. На самом деле подавляющее количество трейдеров не занимаются экспортом, практически все объемы поставляются производителями. Дело в том, что помимо налоговой нагрузки в виде НДС есть еще акцизы, которые при экспорте не возвращаются тем, кто не является производителем, и уже этот момент перечеркивает всю экономическую составляющую этих операций. В ситуации, когда цены внешнего рынка сильно отличается от внутреннего и разница превышает уровень акциза, мера будет работать, а это что-то из ряда вон выходящее. Разумеется, есть ряд участников рынка, которые занимаются экспортом, и это достаточно больно ударит по ним, потому что сделает экспорт просто невозможным — вывозить товар из страны станет экономически невыгодно».

Тогда зачем дополнительно ужесточать условия для экспортеров? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что таким образом крупные нефтяные компании борются с конкурентами, а государство делает еще один шаг к полному регулированию топливного рынка. «Эту историю лоббируют, в том числе и сами крупные рынки, для них это лишние конкуренты. Мы много лет развивали биржевую торговлю и, получается, буквально за полгода сворачиваем всю либеральную модель рынка. По идее биржевая торговля предполагает наличие трейдеров, которые участвуют в торгах, устанавливают равновесную цену. Сейчас, получается, что всю рыночную торговлю сводят до некой фикции, то есть сейчас выстраивается довольно примитивная модель рынка. Правительство считает, что сможет этим всем управлять, но, скорее всего, все негативные истории, которые были и в советское время при попытках все регулировать, — это и дефицит, и ухудшение качества топлива — могут вернуться. В правительстве убеждены, что нефтепродукты дорожают из-за дефицита, хотя это зачастую не так. У нас все-таки возросла себестоимость нефти, вырос НДПИ, опять же ввели акцизы, то есть здесь куча факторов. А с более дорогой нефти должны получаться более дорогие нефтепродукты, что логично, а они пытаются затолкать всех на внутренний рынок.

Единственное, что может помочь, — это увеличение демпирующей надбавки.

Чем больше денег возвращается из бюджета нефтяникам, тем больше они смогут сдерживать рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Тогда возникает вопрос: зачем нужно было проводить налоговый маневр, если вы берете с нефтяников больше, но при этом им же начинаете больше и отдавать».

Как пишут «Ведомости», в правительстве обсуждают и другие меры по стабилизации топливного рынка. Например, введение лицензий на экспорт нефтепродуктов и новую методику расчета компенсаций нефтяникам за поставки на внутренний рынок.

Автор: Сергей Гусев 

Источник: Коммерсантъ FM, 08.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики