Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство сухопутной части "Турецкого потока" подводит черту под украинским транзитом

Строительство сухопутной части "Турецкого потока" подводит черту под украинским транзитом

Строительство в Турции сухопутного ответвления «Турецкого потока» является важной частью данного проекта – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

В рамках «Турецкого потока» все идет по плану

Дело в том, что в Россию для участия в восьмом заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня прибыл президент Турции Реджеп Эрдоган, который собирается сегодня провести переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным.

Эрдоган уже успел сделать заявление, где коснулся темы «Турецкого потока», отметив, что строительство морской части данного газопровода полностью завершено, а строительство сухопутной части продолжается согласно плану и должно быть закончено в срок.

При этом, не до конца ясно, о чем здесь идет разговор. Об инфраструктуре для первой нитки «Турецкого потока», которая принесет 16,5 млрд кубов газа на внутренний рынок Турции или о продолжении второй нитки, которая доставит газ до границ государств Евросоюза.

«Что касается готовой первой нитки, то здесь имеется в виду инфраструктура, которая должна будет доставить газ на внутренний рынок Турции, причем по этому вопросу есть основания полагать, что в данном контексте на сегодня все работы завершены. Здесь труба дошла до берега и уже вышла на него, а сам сухопутный участок «Турецкого потока» представляет собой где-то 20 километров», - констатирует Юшков

В результате, инфраструктура «Турецкого потока» просто присоединилась к той трубе, которая сегодня поставляет газ в Турцию, и это говорит о том, что здесь не требуется каких-то масштабных инфраструктурных работ для того, чтобы доставить газ турецкому потребителю.

«Сегодня Россия поставляет газ Турции следующим путем. Одна часть идет на восток Турции через газопровод «Голубой поток», это также морская инфраструктура, которая проходит через Черное море, а вторая часть поступает транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию в европейскую часть Турции, куда и будет включен газопровод «Турецкий поток», - резюмирует Юшков.

Соответственно, «Турецкий поток» станет этаким перекрестком в контексте энергетической системы Турции, где первая нитка будет качать газ дальше на Восток для внутренних нужд Турции, а вторая станет по старой инфраструктуре поставлять газ на Запад, т.е. в Европу.

«Здесь будет использована та же инфраструктура, что и раньше, поэтому неудивительно, что все основные работы уже завершены, особенно если разговор идет о первой нитке «Турецкого потока», которая поставит природный газ для внутреннего рынка Турции», - заключает Юшков

Что касается западного маршрута, по которому газ через «Турецкий поток» пойдет на европейский рынок, то здесь надо построить компрессорные станции и модернизировать газовую инфраструктуру до Болгарии – вероятно, об этом проекте и рассуждает Эрдоган.

«Таким образом, здесь не может быть разговора о строительстве дополнительной газотранспортной инфраструктуры, пусть и в соглашении по строительству «Турецкого потока» разговор шел о выходе проекта на границу Турции и Греции», - констатирует Юшков.

Очевидно, что компания «Газпром» больше не рассматривает такой вариант, поскольку вариант транспортировки российского газа через Болгарию является наиболее оптимальным, как с точки зрения вложения средств, так и возможных правовых трений с ЕС. Ведь известно, что строительство нового проекта может быть заблокировано Еврокомиссией, а здесь будут использованы существующие мощности.

Об украинском газовом транзите скоро можно будет забыть

Все это говорит о том, что близок к своему логическому завершению не только «Северный поток-2», но и «Турецкий поток», что в итоге уберет с Украины большую часть газового транзита и снизит геополитическую важность данного государства. 

«55 млрд кубов уйдет на «Северный поток-2», 37,5 уйдет на обе нитки «Турецкого потока». При этом, через Украину в 2018 году прошло 86 млрд кубов газа, поэтому эти новые мощности фактически закроют весь украинский транзит», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, это не противоречит текущим тезисам Москвы и Брюсселя, что украинский транзит в ближайшие годы останется, поскольку, во-первых, выход на полную мощность данных проектов займет время, во-вторых, некоторым странам восточной Европы будет дешевле закупать газ через Украину, а, в-третьих, в Евросоюзе может вырасти спрос на российский газ.

«Например, европейцам нужно еще расширить все свои газопроводы для того, чтобы начать принимать природный газ с «Северного потока-2» в полном объеме, а на это уйдет время, и это с точки зрения технологий не самая простая задача», - заключает Юшков.

К тому же, могут возникнуть проблемы со стороны Еврокомиссии, которая, как известно, «заурегулировала» первый «Северный поток» путем так называемого Третьего энергопакета и де-факто снизила его транзитные возможности на 50 процентов. 

«Также нельзя забывать про то, что для того, чтобы доставить российский газ до Австрии, нужно будить построит интерконнекторы в Европе, а на это нужно время, и явно, что к январю 2020 году это наши партнеры сделать не успеют», - констатирует Юшков.

Другой вопрос, что российские проекты развиваются и очень скоро конечный результат здесь будет достигнут.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 08.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики