Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко по итогам совещания президента страны Александра Лукашенко с экономическим блоком правительства заявил, что Белоруссия изучает возможность ограничения работы либо перекрытия участков нефтепровода «Дружба», по которому осуществляется транзит российской нефти, для проведения ремонтных работ.

Идея остановки транзита для ремонта выглядит надуманной. Явно, что эта история касается не ремонта, а отношений России и Белоруссии. Белоруссия считает, что таким образом может надавить на Россию и решить сразу ряд вопросов. 

Во-первых, Белоруссия хочет получить компенсацию за налоговый маневр в России. В рамках завершения налогового маневра нефть для нефтеперерабатывающих предприятий станет дороже, но для российских НПЗ будут субсидии, а для белорусских НПЗ такие субсидии не предусмотрены, и Белоруссия хочет получить за это компенсацию.

Также Белоруссия хочет продолжать зарабатывать в ситуации, связанной с санкционной риторикой, когда она является страной, которая получает западные товары, переупаковывает их и поставляет в Россию. К примеру, проявилась история с яблоками и грушами. Россия считает, что это польские товары, а белорусы говорят, что это белорусские фрукты. Это приводит к тому, что Россия конфискует товары на границе.

Таким образом, эта ситуация стала своего рода ответом, «спусковым крючком». На самом деле, через Белоруссию проходит много труб, и ремонты там всегда были. Это неправда, что ремонтов не было. Нет никакой проблемы перекинуть нефть с одной трубы на другую и провести ремонт, никаких ограничений в транзите при этом не возникнет. Поэтому все это надумано, что остановка транзита должна быть.

Если транзит будет остановлен, Белоруссия сама себе этим навредит: они не будут получать деньги за транзит, плюс обостряются другие энергетические вопросы. Как известно, мы платим так называемую «перетаможку», когда российский бюджет перечисляет пошлины в белорусский бюджет. В 2017 году эта сумма составила $500 млн, в 2018 году - $700 млн. Эти деньги просто выделяются для поддержки экономики Белоруссии. Сразу возникнет вопрос: если нет транзита, зачем мы вам пошлину будем перечислять? Ожидалось, что мы эту историю прекратим с 2020 года, но нынешние заявления могут привести к тому, что «перетаможка» может прекратиться со следующего квартала. Аналогично по другим вопросам: какая может быть компенсация за налоговый маневр, если вы пытаетесь нас шантажировать?

Попытка Белоруссии давить приведет с обратному результату. У нас есть порты Балтики — Усть-Луга и Приморск, есть Новороссийск. Транзит через Белоруссию каждый год уменьшается. Но, конечно, хотелось бы, чтобы транзит сохранился, так как ряд центрально-европейских стран получают нефть именно по этому направлению.

В самом радикальном варианте Россия может сказать, что раз нужен ремонт, мы проведем его на своей территорию, и остановить поставки в Белоруссию. Белорусские НПЗ не будут получать нефть. Как они тогда будут осуществлять свой бизнес? По 2018 году они должны были понять, что метод давления не работает.

Я не считаю, что Белоруссия в реальности остановит транзит. Думаю, что история будет урегулирована, потому что это невыгодно самой Белоруссии.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 11.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики