Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович не увидел ничего «гиперстрашного» в поправках в Газовой директиве ЕС

Митрахович не увидел ничего «гиперстрашного» в поправках в Газовой директиве ЕС

Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович прокомментировал утверждение советом стран ЕС поправок к Газовой директиве Евросоюза.
 
Документ, одобрение которого состоялось без обсуждения текста проекта, предписывает распространение действующих на наземные трубы правил на новые и уже функционирующие газопроводы. Вступление закона в силу состоится спустя 20 дней с момента опубликования его в официальном журнале ЕС.
 
В интервью «ПолитЭксперту» Станислав Митрахович отметил, что для него это решение было ожидаемым, поскольку оно было согласовано еще два месяца назад, когда этот вопрос обсуждался в комитетах совета ЕС.
 
«Было принято решение реформировать антимонопольное право ЕС и ввести поправки в каждую директиву, которая юридически дает возможность накладывать ограничения на те газопроводы, которые проложены не только на территории ЕС, но и ведут туда из третьих стран. В частности, из России», - подчеркнул специалист.
 
Для РФ было бы лучше, чтобы никакие поправки не принимались. Однако они не носят смертельный характер. Дело в том, что, исходя из антимонопольного регулирования, можно делать исключения. Как правило, на такой шаг может пойти то государство, которое имеет первенство на территории, куда приходит газопровод. В данном случае речь идет о Германии, подчеркнул собеседник. Берлину придется сделать исключение после согласования с Европейской Комиссией и, возможно, с другими ресурсами ЕС. Это, в свою очередь, может потребовать дополнительных усилий. Тем не менее, в принципе, ничего невыполнимого здесь нет. Как итог, газопровод может быть выведен из этого антимонопольного регулирования. В крайнем случае, если этого не произойдет сразу, то случится все равно, например, спустя полтора года. Ничего «гиперстрашного» эксперт в этом не видит.
 
«Есть хороший пример, это «Северный поток-1», на который также распространялся этот закон, в результате чего его нельзя было загрузить на полную мощность. Поэтому опять же спустя время с помощью Германии эти ограничения с него были сняты. В судах это все тоже было доказано, я думаю, аналогичная история может быть с «Северным потоком-2». В крайнем случае, можно поменять юридическую форму этого газопровода», - полагает Митрахович.
 
Евросоюз проводит политику либерализации газового рынка, подразумевающую открытый доступ для всех участников. В частности, ЕС не допускает, чтобы трубопровод находился под единоличным управлением государства, осуществляющего экспорт газа. По этой причине принятая директива полностью отвечает общему формату действий Брюсселя.     
 
Кроме того, обозначается курс на приверженность антимонопольных норм. В большей степени это инициатива США, а Евросоюз лишь демонстрирует, что делает так, как нужно Вашингтону.
 
«Северный поток-2» все равно будет работать. Россию устраивает компромисс, при котором канцлер ФРГ Ангела Меркель «строит глазки» Америке, но и одновременно ведет дела с Москвой», - заявил собеседник.
 
Германия после согласования с Европейской Комиссией получит возможность самостоятельно делать исключения. В противном случае придется идти на хитрость. Как вариант, предложил Митрахович, создание отдельной компании, которая будет владеть последними километрами трубопровода. В таком случае она не будет иметь отношения к «Газпрому», и не попадет под антимонопольное право. Однако сейчас нет конкретного представления, как это будет работать технически, резюмировал эксперт.
 
Автор: Александр Фролов

Источник: ПолитЭксперт, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики