Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Влияющая на "Северный поток-2" Газовая директива утверждена Советом ЕС

Влияющая на "Северный поток-2" Газовая директива утверждена Советом ЕС

Совет ЕС сегодня объявил об утверждении европейской Газовой директивы с учетом внесенных поправок, в перспективе охватывающей "Северный поток-2".

Голосование состоялось в совете Евросоюза по сельскому хозяйству и рыболовству. Согласно процедуре принятия решений, одобренный Европарламентом законопроект может утверждать любой из советов министров ЕС. Одобрение документа на заседании в Люксембурге прошло без обсуждения, пишет "Интерфакс".

Соответствующие нормативные акты будут в ближайшее время опубликованы в Официальном журнале ЕС, а спустя двадцать дней после этого новый закон вступит в силу.

Совет ЕС также указал, что после этого у стран - членов Евросоюза будет девять месяцев на то, чтобы внедрить новые поправки в национальное законодательство. При этом все технические процедуры Евросоюз намерен выполнить до конца нынешнего года, поскольку, как заявил ранее глава гендиректората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори, модифицированная Газовая директива должна вступить в силу до запуска "Северного потока-2", чтобы ее действие распространилось на этот проект. "Северный поток-2" предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2019 года.

Напомним, за обновленную директиву, распространяющую правила газового рынка ЕС на трубопроводы, проложенные из стран, не входящих в Евросоюз, в том числе "Северный поток-2", Европарламент проголосовал 4 апреля.

Этот документ предусматривает, что части трубопроводов, идущих из третьих стран, проложенные по территории ЕС, включая территориальные воды, должны будут соответствовать требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам Евросоюза.

Среди основных требований - разделение компаний-поставщиков газа и компаний, транспортирующих его, доступ к трубопроводу других операторов, прозрачное регулирование тарифов за прокачку. Согласно им, компания-оператор "Северного потока-2" должна быть независимой от "Газпрома", а 50% его пропускной мощности - резервироваться для альтернативных поставщиков. Исключения возможны только с одобрения Еврокомиссии.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в обновленном виде Газовая директива ЕС является де-факто санкциями против "Северного потока-2". "Официально Евросоюз не хочет принимать санкции, чтобы не получить негативной реакции "Газпрома", поэтому в Брюсселе нашли выход в принятии антимонопольного законодательства, ограничивающего именно "Северный поток-2". Теперь "Газпрому" придется последний участок, который выходит на берег Германии, выделять в отдельный проект и передавать в управление независимому оператору. Также возникнет проблема с загрузкой газопровода на полную мощность, так как Газовая директива требует, чтобы 50% мощности оставалось за альтернативным поставщиком", - пояснил он.

"Со своей стороны, "Газпром" будет доказывать, что в море, где начинается европейская часть трубы, нет ни одного альтернативного поставщика или СПГ-завода, то есть конкуренция как таковая попросту невозможна. В связи с этим обновленные нормы "Третьего энергопакета" неприменимы и для "Северного потока-2", из них необходимо сделать исключение. По сути, мы видим повторение истории газопровода OPAL, на котором тоже не было никакой конкуренции, но ему долго не давали исключение из "Третьего энергопакета", хотя никто, кроме "Газпрома", не мог поставлять по нему газ хотя бы в теории. Думаю, ЕС преследует этим документом цель заставить "Газпром" не загружать "Северный поток-2" на протяжении какого-то периода", - подчеркнул Игорь Юшков, добавив, что реализации европейской части "Турецкого потока" новая директива не коснется.

Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин заявил, что влияние новой Газовой директивы на российские газопроводные проекты в Европе не столь однозначно. "Все будет зависеть от того, как конкретно будет применяться механизм одобрения тех или иных новых проектов и потоков по уже существующим трубопроводам. Отдельные планы "Газпрома" могут быть в той или иной степени затруднены в части реализации как следствие директивы – но на практике решать будет позиция влиятельных членов Евросоюза, лоббирующих согласование или несогласование проектов. Пока не очевидно, что эти сложности смогут заблокировать "Северный поток-2", с воспрепятствованием которому эта директива ассоциируется в первую очередь", - полагает он.

"Поправки в "Третий энергопакет" создают больше возможностей для недовольных противодействовать реализации российских проектов, это точно. Теперь, если какие-либо страны ЕС будут считать, что тот или иной проект угрожает их безопасности или дает "Газпрому" слишком сильную переговорную позицию, у них будет больше возможностей такой проект заблокировать – но как конкретно будет действовать новая директива, пока неясно. Для "Северного потока-2" основной риск заключается в том, что он может оказаться недозагруженным, и его нужно будет обходить через консенсус, который позволит "Газпрому" использовать на 100% эти мощности, а для европейской части "Турецкого потока", который пока не реализован, рисков нет", - заключил Алексей Кокин. 

Источник: Вестник Кавказа, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики