Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Назло собственной экономике: почему в ЕС проголосовали против "Северного потока–2"

Назло собственной экономике: почему в ЕС проголосовали против "Северного потока–2"

Совет стран ЕС утвердил поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые касаются работы морских газопроводов и, следовательно, распространятся на "Северный поток–2" и существенно усложнят введение его в эксплуатацию. Почему европейцы пошли на это – в материале Baltnews.ee.

Одобрение совета – последний этап официального согласования документа, в начале апреля его утвердил Европарламент: поправки поддержали 465 депутатов, против высказались 95, сообщает РИА Новости в понедельник, 15 апреля. 

Одобрение прошло без обсуждения текста проекта. Закон вступит в силу через 20 дней после опубликования в официальном журнале Евросоюза. Странам ЕС отводится девять месяцев, чтобы внедрить новые правила в национальное законодательство.

Согласно документу, на новые и действующие морские газопроводы из третьих стран в ЕС распространятся правила, которые уже действуют на наземные трубы.

В частности, речь идет об анбандлинге, то есть ситуации, когда добывающая компания не должна владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ.

Правила ЕС также подразумевают доступ третьих сторон, недискриминационные тарифы и прозрачность. Однако поправки предусматривают возможность предоставления исключений для действующих и новых газопроводов.

Строительство "Северного потока–2" измененная Газовая директива автоматически не прекратит. Но для того чтобы новый газопровод разрешили ввести в эксплуатацию, ему придется соответствовать намного более жестким требованиям, нежели, например, "Северному потоку", действующему с 2011 года. Эти условия, как отмечают в Брюсселе, призваны обеспечить конкуренцию и защитить права потребителей.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил в беседе с Baltnews.ee, почему в ЕС приняли поправки к газовой директиве.

"Это исключительно политическое решение, и никакой экономической логики и подоплеки в нем совершенно нет. Все прекрасно понимают, что это попытка затруднить эксплуатацию "Северного потока–2". Мы видим, что практика применения Третьего энергопакета зачастую направлена исключительно против российских проектов, в частности, "Газпрома". Все остальные газопроводы, которые не соответствовали Третьему энергопакету, сразу же получали исключение из норм. 

Например, газопроводы из Азербайджана, Туркменистана и другие еще на стадии строительства и тестирования получали исключения из норм Третьего энергопакета. Жесткий вариант Третьего энергопакета всегда действовал только против "Газпрома", и поэтому можно считать, что это с самого начала исключительно политический инструмент, и к какой-то конкуренции он никакого отношения не имеет", – считает эксперт.

При этом Юшков пояснил, что Третий энергопакет – это комплекс антимонопольных мер, которые никак не регулируют строительство "Северного потока–2". 

Источник: Baltnews.ee, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики