Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Туркмения вернулась в зону влияния России

Туркмения вернулась в зону влияния России

Москва приняла политическое решение, возобновив закупки газа из Туркмении. В понимании Путина страны СНГ — это зона его ответственности, считает эксперт Игорь Юшков.

"Газпром" возобновил импорт газа из Туркмении. "Туркменгаз" на своем веб-сайте заявил, что поставки газа возобновляются "после торговой паузы, инициированной Газпромом в начале 2016 года". Компания не упоминает объем экспорта в Россию и стоимость новой сделки. Не раскрывает детали и "Газпром".

Алексей Миллер привез новый контракт из Ашхабада после встечи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым 27 марта.  В соответствии с контрактом, в период до 30 июня 2019 года планируется приобрести до 1,155 миллиарда кубометров туркменского природного газа, говорится в сообщении "Газпрома".

До 2009 года относительно дешевый импорт газа из Туркмении и других стран Центральной Азии позволил России увеличить экспорт в Европу. В экспортном портфеле "Газпрома" туркменский газ занимал около 20 %. Однако в 2009 году на одной из компрессорных станций газопровода "Средняя Азия — Центр" произошел взрыв. Ашхабад обвинил в этом "Газпромэкспорт", который, по утверждению туркменской стороны, без предварительного уведомления сократил объемы отбираемого газа, что не позволило вовремя изменить технологический режим работы.

Под скандалом просматривалось желание экспортировать газ выгоднее. С Россией действовал контракт, поэтому  Ашхабад решил поскандалить с Москвой и под этим "соусом" переориентироваться на Китай и Иран. В 2015 году "Газпром" и "Туркменгаз" не смогли договорится о новой цене. По некоторым данным, Туркмения предлагала цену около $300 за 1 тыс. куб. м, а "Газпром" покупал по цене $196 за 1 тыс. куб. м.

Прекращение экспорта газа в Россию, а с начала 2017 года и в Иран (который стал разрабатывать собственные месторождения) серьезно подкосило экономику Туркмении, сильно зависящую от углеводородов как источника твердой валюты. Ставка на Китай тоже не оправдалась. Цена поставок газа туда не только низкая, но и идет в счет кредитов.  К тому же из четырех запланированных линий трубопровода до сих пор построены только три ветки общей мощностью 55 млрд куб. м, из которых за Туркменией зарезервировано лишь 35 млрд куб. м.

В Туркмении уже больше года тяжело с продовольствием и предметами первой необходимости, действует карточная система, черный валютный рынок, ограничена трудовая миграция. При этом отменяют все больше социальных льгот. Так, с 1 января этого года вступило в силу решение об отмене коммунальных льгот. Ранее вода, газ и электричество были практически бесплатными для граждан.  

Как сказал "Правде.Ру" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, "нет никакого экономического смысла закупать в Туркмении газ, мы свой не можем продать". По мнению эксперта, здесь присутствуют " исключительно политические договоренности, потому что, если мы не будем закупать газ, то у них будет продолжаться голод, нестабильность и дальше история по типу Сирии и Ирака".

"Я думаю, что Путин просто считает, что лучше мы будем экономически им помогать, чем у них начнется хаос. В понимании Путина страны СНГ — это зона его ответственности. Экономическая логика была бы обратная: пусть у них начнется хаос, они перестанут добывать, тогда мы будем поставлять газ в Китай вместо них", — отметил Игорь Юшков.

Заметим, что Запад рассчитывал на туркменский газ, как на альтернативу российскому, особенно после того, как было урегулирован статус Каспийского моря и можно было бы, минуя территорию  России, поставлять газ в Европу через "Южный коридор". Но самостоятельно у Туркмении проложить трубу по дну Каспийского моря не получится, а вкладываться европейцам самим — дорого и рискованно.

Для России же, закачка туркменского (хочется надеется, что дешевого) газа в трубопроводную систему "Газпрома", позволит его поставлять как в Европу по "Северному потоку" , так  в Азию по "Силе Сибири". Данный случай подтверждает одну простую истину: без России странам бывшего СССР невозможно достойно существовать. Даже с природными богатствами, даже с желанием Запада их прибрать к рукам. А недостойно, конечно, можно.

Источник: Правда.Ру, 17.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики