Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский эксперт: «Сомневаюсь, что есть настрой на конфликт»

Российский эксперт: «Сомневаюсь, что есть настрой на конфликт»

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА рассказал, как в России воспринимают попытки Беларуси найти компенсацию налоговому маневру. Беседа состоялась в кулуарах международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы» 9 апреля в Минске

— Беларусь с 1 февраля 2019 года повысила тарифы на транзит российской нефти. На ваш взгляд, чем вызвано внеплановое намерение белорусской стороны повысить тарифы на 23%?

— Есть желание как-то увязать это с налоговым маневром, который проводит Россия в нефтяной отрасли.

Хотел бы заметить, что мы не первый год говорим, что налоговый маневр – это была неизбежность. Поэтому белорусские заводы, получая условную субсидию и возможность перетамаживать 6 млн. тонн российской нефти, могли направлять полученные инвестиции на повышение глубины переработки – то есть на адаптацию, по большому счету, к рынку.

Пока же заявляется тест – причем, довольно грубый: посмотреть на реакцию и показать, в каком ключе изыскиваются компенсационные варианты. Можно было назвать любую желаемую цифру тарифной ставки. Ее всерьез принимать нельзя, а лишь как ориентир на перспективу. То есть повышение на 23% можно реализовать в несколько этапов – к этому можно прийти за 2-3 года.

У нас в стране при определении тарифов за основу берется годовая инфляция плюс 0,5%, а плюс 1% уже считается избыточным повышением. Так что предусмотренный для Беларуси механизм: действующие ставки тарифов, увеличенные на уровень среднегодовой инфляции в РФ плюс 3%, — этого достаточно, если нет копромисса. И это прописано в документах. А компромисс – это более низкий процент.

Так что если запрос идет о повышении тарифа на 23%, то, как мне видится, это избыточная цифра — такое резкое повышение не может происходить в таком режиме.

Обсуждение вопросов по тарифам находится в компетенции правительства РФ, хотя это зона ответственности «Транснефти». Глава «Транснефти» сказал, что вопрос будет обсуждаться на правительственном уровне. Хотя еще раз повторюсь: есть базис – он неизменен. В случае, если нет компромисса, то применяется правило: инфляция плюс 3%. Этот уровень индексации считается максимально возможным.

— Что будет дальше, если белорусская сторона будет настаивать на своем предложении?

— Всегда потолок ставится выше, — значит, проще будет достичь решения по верхней планке: годовая инфляция плюс 3%. То есть, прийти к этому сценарию.

Еще раз замечу: по этому вопросу есть дальний горизонт согласования. Согласно методике и будем действовать по умолчанию. Если нет компромисса, значит, действуем по умолчанию – годовая инфляцию плюс 3%. А если будет выражаться несогласие, – это, опять же, предмет дискуссии. Но пока никакого накала страстей вокруг этой цифры нет и, думаю, не стоит придавать этому большого значения.

— Белорусская сторона требует для своих НПЗ равных условий с российскими компаниями, которым правительство РФ предоставило субсидии для адаптации к налоговому маневру.

— Российским компаниям, завершившим цикл модернизации, тоже многое обещали…

Нынешняя налоговая система воспринимается российскими нефтяными компаниями довольно неоднозначно. В РФ проходят определенные трансформации по внутреннему рынку и как сдерживаются цены, известно – мораторий, компенсации, демпферный механизм. Это позволяет нефтяникам как-то бороться за свои интересы. Но задачи фискальных органов у нас другие: не о стратегиях больше думать, а исполнять краткосрочный бюджетный план.

— На ваш взгляд, выгодно ли будет Беларуси покупать альтернативную нефть после завершения налогового маневра?

— Налоговый маневр – это, в принципе, эволюционный сценарий. В эволюционном сценарии должна развиваться и экономическая ситуация в целом. Я не думаю, что стоит искать жесткую параллель: что если выпадают какие-то преференции для Беларуси в нефтяном секторе, то их нужно обязательно дополнить чем-то иным.

В любом случае, учитывая союзную направленность, вовлеченность в интеграционные схемы, кооперацию, мы видим, что Беларуси предоставляются российские кредиты на довольно лояльных условиях предоставляются Беларуси – это тоже определенная мера поддержки.

— Есть ли интерес у российских компаний к приватизации белорусских активов?

— Вы же понимаете, сейчас и так весьма чувствительный диалог в нефтянке. Пока этот момент не обсуждается.

— А есть ли интерес?

— Насчет интереса. Все зависит от чека. Но если провести аналогию с покупкой «Газпромом» белорусской газотранспортной системы, то видим, что в стратегическом плане эта ГТС «Газпрому» была нужна, он был готов ее модернизировать и т. д. Как с заводами? Здесь нет жесткой увязки. Все зависит от чека. И пока это – не повестка ближайших нескольких лет, как минимум. Момент приватизации весьма чувствительный, и пока он задвинут и не звучит.

— Возможна ли приватизация белорусской «Дружбы»?

— Зачем?

— Чтобы, например, перестраховаться от резкого повышения тарифов на транзит?

— Пока о приватизации этого предприятия речь не шла.

— Реализация налогового маневра не подстегнет этот процесс?

— Налоговый маневр растянут во времени. И, главное, в этом вопросе есть общий интерес прийти к компромиссу.

В истории наших отношений были периоды эскалации. Но в целом сейчас концепт такой – достичь компромисса. Я сомневаюсь, что есть настрой на конфликт. Вижу, что настрой иной: все же на интеграцию и сглаживание острых углов. Так мне видится. 

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Белрынок, 19.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики