Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС учтет инфляцию при индексации цен на газ для населения

ФАС учтет инфляцию при индексации цен на газ для населения

При индексации тарифов на газ Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ориентируется на инфляцию, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. В текущем году индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей составила 1,4%, и в период до 2024 года она не будет превышать 3% ежегодно. 

Индексации цен на газ для населения

В ФАС подготовили проекты приказов об индексации с июля регулируемых оптовых цен на газ для промышленности и населения. В документах, опубликованных в базе федерального портала проектов нормативно-правовых актов, говорится об индексации на 1,4%.

В то же время годом ранее цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, были проиндексированы на 3,4%. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ в период до 2024 года индексация оптовых цен на газ для промышленности и населения не превысит 3% в год.

«При индексации тарифов на газ ФАС ориентируется на инфляцию. У нас для населения ценообразование идет по тарифу, для промышленных потребителей ФАС тоже устанавливает тарифы. Но можно еще закупать газ на товарно-сырьевой бирже, там в основном торгует «Газпром». Для него есть определенная особенность - «Газпром» обязан продавать свой газ только по тарифам, которые установил ФАС.

Но все остальные игроки рынка, так называемые независимые производители, в основном «Роснефть» и «Новатэк», имеют право давать скидку. За счет этого они забрали множество покупателей у «Газпрома», прежде всего промышленных. У них постоянное потребление, и не в зимний период, а на протяжении всего года. Промышленные предприятия стремятся приобретать газ дешевле, но «Газпром» в отличии от других игроков не может предложить им скидку», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В итоге у «Газпрома» сейчас меньше 50% рынка, поэтому в России его даже нельзя назвать монополистом. Единственное исключение, если он продает свой газ на бирже, добавляет Юшков, поэтому дочерние компании «Газпрома» обычно покупают газ у него же. Но эксперт отмечает, что не по тарифу через биржу он может продать только около 17 млрд кубов, то есть не самые значительные объемы. 

Единый рынок газа ЕАЭС

На ситуацию ранее обращал внимание и директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин. По его словам, внутренний рынок в России регулируется с дисбалансом по регионам и категориям потребителей, а производители и поставщики газа находятся в разных условиях продаж. И пока российский рынок не перешел к долгосрочному стратегическому планированию в этих вопросах, решать что-то на уровне ЕАЭС не имеет смысла, уверен Кулагин, размышляя о перспективах единого рынка ЕАЭС.

«На вопрос изменится ли что-то с ценообразованием для России после перехода к общему рынка газа ЕАЭС, пока отвечать рано. Сейчас вообще стоит большой вопрос, будет ли у нас общий рынок газа, учитывая непростые отношения с Белоруссией.

По идее мы должны были либо перейти на рыночное ценообразование, то есть на торговлю через биржу, либо на согласование между собой тарифов через антимонопольные органы стран ЕАЭС. Вопросами регулирования могла заняться Евразийская комиссия. От тарифов как таковых никто  отказываться не собирался, потому что рыночные цены население ни в России, ни в Белоруссии, ни в Казахстане не потянуло бы», - отмечает Юшков.

Сегодня в России цена на газ регулируемая, а при подходе к границам страны тарифы субсидируются, так как зачастую имеющиеся цены для потребителей не покрывают затраты на транспортировку, объяснял ранее Кулагин. Другими словами в приграничных районах идет региональная поддержка за счет внутреннего регулирования.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 20.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики