Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какими теперь будут российско-украинские энергетические отношения?

Какими теперь будут российско-украинские энергетические отношения?

Украина выбрала Владимира Зеленского

Украинский шоумен, кандидат от партии «Слуга народа» Владимир Зеленский победил на президентских выборах. По данным Центризбиркома Украины, обработавшего уже более 80% голосов, Зеленский набрал 73,09%, тогда как действующий президент Петр Порошенко – лишь 24,57%. 

Опубликованные еще в воскресенье данные украинского Национального экзитпола свидетельствовали о том, что за Зеленского проголосовали 73,2% избирателей, а за Порошенко – 25,3%. 

Петр Порошенко не стал дожидаться окончательного подсчета голосов и заявил, что покидает пост главы государства. «Но я твердо хочу подчеркнуть, что я не покидаю политику», – сказал Порошенко. 

Именно при Порошенко Украина полностью отказалась от закупок российского газа (это произошло в 2015 году), предпочтя реверсные поставки из Европы, несмотря на то, что зачастую они обходились дороже, что признавал сам Порошенко. 

Кроме того, действующие украинские власти до сих пор не смогли договориться о судьбе транзита российского газа через территорию Украины (действующий контракт истекает с началом 2020 года). 
Владимира Зеленского часто называют пророссийски настроенным политиком, но изменится ли что-либо в энергетических отношениях России и Украины однозначно сейчас сказать сложно. 

Украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский считает, что в ближайшее время значительных изменений не произойдет. «Пока нет четкой позиции Зеленского», – указывает эксперт. 

При этом Землянский не исключает, что может смениться руководство «Нафтогаза Украины». Однако инициировать увольнение главы компании Андрея Коболева может не Зеленский, а украинский премьер-министр Владимир Гройсман. 

«И с этим Гройсман может начать парламентскую кампанию», – считает эксперт. 

Глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что Зеленский в плане энергетики – своеобразный «черный ящик». 

«Но следует помнить, что повестка Порошенко «война и вера» провалилась, и теперь на первый план выходит экономика, – указывает Симонов. – А экономическая ситуация на Украине во многом обусловлена конфликтом с Россией. И исправить ее без решения газового вопроса невозможно». 

Так, новые тарифы на газ для украинского населения, которое устало от Порошенко, были обусловлены не только требованиями МВФ, на которые ссылались украинские власти, но, в первую очередь, более высокими ценами реверса. 

Поэтому, считает глава ФНЭБ, сейчас появляется благодатная почва для начала переговоров, тогда как при Порошенко ее просто не было. И наиболее актуальным является вопрос продолжения транзита через украинскую территорию. 

Другой вопрос – нужно ли это самой России? Симонов напомнил, что РФ, пусть и не без трудностей, вполне успешно реализует газопроводные проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», которые как раз и предназначены для того, чтобы поставлять в Европу газ в обход Украины.

«Конечно, Москва может сделать широкий жест и подписать новый контракт на транзит, – говорит Константин Симонов. – Но это будет означать, что трубы ТП и СП-2 окажутся ненужными». 

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 22.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики