|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конъюнктура любит сильных Конъюнктура любит сильныхИсследования, проведенные в Европе, свидетельствуют о том, что компании из России отличаются финансовой мощью, но плохим имиджем. В ходе исследования, организованного в начале нынешнего года аналитическим отделом польской проправительственной газеты Rzeczpospolita в сотрудничестве с экспертами из ряда стран Восточной и Центральной Европы, были определены общие доходы ведущих компаний данного региона с конца 2005 г. по конец 2006 г., а также даны характеристики экономикам различных государств и определены перспективы на будущее... Еще одно исследование, проведенное осенью 2006 г. под эгидой международной сети пиар-агентств Edelman, поставило своей целью выявить степень доверия к глобальным компаниям со стороны общественности тех стран, где они осуществляют свою деятельность. «У русских трудно выиграть»«Варшавский исследовательский пул» провел большую работу, аккумулировав и проанализировав финансовые показатели почти 160 предприятий и фирм региона Восточной и Центральной Европы. Они свидетельствуют о том, что нетто-доходы компаний за исследуемый промежуток времени выросли на 23% и составили 54 млрд долларов, что на 16% выше, чем за аналогичный период 2004-2005 гг. В то же время, по мнению польских аналитиков Цезары Адамчика и Петра Косциньского, стало уже традицией, что на первых местах в списке оказываются топливные компании. В немалой степени благодаря высоким ценам на углеводородное сырье их доходы возросли почти на 40%, составив около 240 млрд долларов. Кроме того, существенное влияние на размер долларовых поступлений в бюджеты анализируемых фирм оказал и курс американской валюты по отношению к целому ряду национальных денежных единиц данного региона. В некоторых случаях доллар существенно терял в весе по сравнению со ставшими вдруг крепкими «туземцами». Причем особенно хорошо (благодаря этому фактору) выглядели польские и румынские компании, а злотые и леи показывали просто чудеса «финансового героизма», укрепившись за отчетный период в среднем почти на 10% по отношению к доллару. Однако все эти плюсы, по почти единогласному мнению участвовавших в исследовании аналитиков, оказались несопоставимыми с достижениями российских компаний. Достаточно привести тот факт, что суммарные доходы 24 российских фирм, внесенных в рейтинг, составили около 54% от общего объема доходов всех ведущих компаний Восточной Европы (580 млрд долларов). Что же до «рекордсменов», то их индивидуальные достижения столь же впечатляющи. Как и год назад, список открыл российский «ЛУКОЙЛ» с доходами, превысившими 55 млрд долларов. И если бы вдруг возникла идея создать для него эдакого эфемерного «конкурента» с приблизительно схожими показателями, то, как отмечают те же Адамчик и Косциньский, потребовалось бы «объединить в единый кошелек-противовес» доходы ведущих топливных концернов 10 стран региона Центральной и Восточной Европы. Мнение польских коллег разделяет и украинский эксперт Василь Юрчы - шин из Киевского исследовательского центра им. Разумкова, считающий, что "в течение, по крайней мере, ближайших пяти лет никто просто не сможет выиграть у российских энергетических монополистов". С этим утверждением не согласен Антон Моисеев, заместитель председателя Российско-Европейского центра экономической политики. Он более прагматичен в оценке «лидерства» отечественных ВИН К, считая, что "показатели, характеризующие их деятельность, столь впечатляющи в большей степени из-за стабильно дорогого сырья, с которым эти фирмы работают". Вместе с тем, продолжает он, в России еще очень мало предприятий и компаний, производящих современную, конкурентоспособную продукцию. Отсюда и их полное отсутствие в рейтинге, где Россия представлена лишь энергетическими и транспортными структурами. "Наверное, - резюмирует Моисеев, - нам придется пойти по «китайскому пути» и начать импортировать самые передовые технологии". Оценивая позиции экономики Украины, тот же Василь Юрчышин отмечает, что в будущем попасть на высокие места в проводимом газетой «Речь Посполита» исследовании могли бы такие украинские металлургические объединения, как Промышленный союз Донбасса (кстати, являющийся собственником польского металлургического завода в городе Ченстохова - Huta Czestochowa) или Mittal Steel Kriwyj Rih (криворожская «дочка» всемирно известного индийского концерна), уже сегодня небезуспешно работающие на мировом рынке стали. "Им бы опыта поднабраться да в «рыночных играх» поднатореть - и, глядишь, можно будет замахнуться даже на место в первой десятке проводимого в Варшаве рейтинга", -делает вывод киевлянин. Наконец, в резюме проведенного исследования общая стоимость 54 предприятий, акции которых обращаются на рынках ценных бумаг, была определена почти в 550 млрд долларов. Из этой суммы около половины приходится на «Газпром». Но более всего польских экспертов потряс тот факт, что рыночная стоимость газового гиганта более чем в два раза превысила капитализацию всей варшавской биржи. В то же время, как отмечалось в упомянутом исследовании, отчетный период оказался «обнадеживающим» и для экономик ряда стран Центральной и Восточной Европы. Средние темпы роста национального брутто-продукта составили там (с учетом прибалтийских государств) 5,8%. В 2004-2005 гг. данный показатель равнялся 5,5%. В частности в Польше, согласно самым последним данным Министерства финансов этой страны, аналогичный рост в 2006 г. составил 5,5% против 3,4% в 2005 г. Пожалуй, только в Венгрии было отмечено его небольшое падение: с 4,3% в 2005 г. до 3,9% в 2006 г. Одновременно в анализе, исходя из мнений экспертов практически всех стран Восточной и Центральной Европы, высказаны оптимистические прогнозы относительно развития экономик государств данного региона. Причем одним из важнейших факторов, объясняющих столь благоприятные перспективы, практически все исследователи назвали членство в Евросоюзе. "Наш нынешний успех, - считает например финансовый директор известной чешской энергетической компании CEZ Петр Вобожил, - органично связан с вхождением Чехии в состав «евро-семьи». Уже с 2002 г. мы готовили свою фирму к либеральным условиям европейского рынка. Но лишь вступление в ЕС дало столь необходимый нам импульс к началу экспансии на нем". Были, правда, высказаны и более осторожные оценки. Так, Георги Стоев из болгарской Industry Watch Group соглашается с тем, что вступление Болгарии в ЕС, конечно, будет способствовать притоку весьма значительных иностранных инвестиций, равно как и улучшению климата для развития бизнеса. Но в то же время он предполагает, что потребуется еще и политическая воля для преодоления многих «социалистических стереотипов», сохраняющихся до сих пор в экономике страны. "И пока не видно, - заключает Стоев, - что власти в Софии готовы ее активно проявлять..." Всегда ли плохо там, где нас нет?Что касается второго исследования, озаглавленного Trust Barometer, то оно в конце 2006 г. проводилось уже в седьмой раз. Его результаты свидетельствуют о том, что по уровню доверия за рубежом компании из России оказались на одном из последних мест (правда, стоит признать, что они впервые попала в данный рейтинг). А самым высоким авторитетом в мире пользуются канадские, шведские и немецкие фирмы. Было также выявлено, что к российским холдингам в развивающихся странах относятся лучше, чем в развитых. В Китае, например, как это ни покажется парадоксальным, их брендам доверяют даже больше (56%), чем в самой России. Мексика, Индия и Бразилия также испытывают уважение к бизнесу под российским триколором, а вот в той же Польше, Германии и Великобритании «вера в российское» оказалась на самом низком уровне -лишь 11%. Хуже всего с доверием к фирмам из России дела обстоят во Франции (всего 9%). То есть налицо парадокс: имидж российского бизнеса лучше там, где он меньше представлен. Впрочем, как считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, такие результаты исследования вполне понятны. Видимо, его организаторы опрашивали преимущественно бизнесменов, которые никогда не работали с российскими холдингами и поэтому воспринимают нашу страну либо как «чужую», либо даже как «опасную». Но есть и другие причины такого положения дел. Как отмечает К.Симонов, у «Газпрома» неплохой имидж в Китае и Индии. В развитых же странах ему доверяют меньше - скажем в Великобритании - всего 5% опрошенных. Такое отношение - прямой результат PR-кампании на Западе, которая началась два года назад из-за проблем с транзитом газа через Украину и совпала с рекордными ценами на «голубое топливо». И это, скорее, проблема не столько нашего газового монополиста, сколько России в целом. Взять для сравнения ту же Shell. Ее авторитет в России оценивается в 64% -чуть меньше, чем «газпромовский» (67%). Зато во всех остальных странах британо-голландский холдинг неизменно «бьет» всех - и наших, и ваших. Причем особенно сильно в Бразилии (83%). Такой расклад, как считает Валерий Нестеров из «Тройки Диалог», вполне объясним: для британцев, да и не только для них, Shell - «своя» компания (ее бренд отметит в 2007 г. 100-летний юбилей). Она обеспечила себе такое доверие долгой и эффективной работой с общественным мнением. А «Газпром» - «чужой», а значит, и непопулярный холдинг (к тому же недавно он «нагло» стремился получить контроль над британской газораспределительной сетью Centrica). Следовательно, как считают на Туманном Альбионе (да и не только там), с ним следует держать ухо востро. Аналитики, принявшие участие в исследовании, отмечают также, что взятый на вооружение российскими компаниями метод формирования общественного доверия - в основном через средства массовой информации - эффективен внутри России, но в «цивилизованном мире» не проходит. А по-другому улучшать свой имидж у россиян пока не получается. "С подобного рода оценками можно соглашаться, а можно и поспорить", - считает уже упоминавшийся выше Валерий Нестеров. Но очевидно одно: отечественные холдинги, особенно только выходящие на рынки развитых стран, должны уделять больше внимания созданию своего «положительного образа» у зарубежной общественности. Ибо ее недоверие и к нашим фирмам, и к России в целом негативно отражается на объеме и качестве иностранных инвестиций в российскую экономику, а также сказывается на процессе реализации многих перспективных проектов... Источник: «Нефть России» № 5, 2007 г. |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|