Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неправильная нефть: пытается ли Минск нажиться на России

Неправильная нефть: пытается ли Минск нажиться на России

Белоруссия «вынужденно» приостановила экспорт светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии из-за поступления некачественной российской нефти, заявили в Белорусской нефтяной компании (БНК) во вторник.

При этом с темными нефтепродуктами на белорусских НПЗ (в частности, в Мозыре) все в порядке, и их производство оборудование из строя не выводит, коррозию труб не вызывает.

По признанию БНК, на темные нефтепродукты в самой Белоруссии нет спроса.

Накануне БНК сообщала, что ждет возобновления поставок нефти из России не ранее чем через 8—10 дней. По данным Минска, источник загрязнения нефти обнаружен в Самарской области.

Что повышенная коррозийная активность российской нефти Urals совпала с очередной ссорой между Москвой и Минском, это, скорее всего, в самом деле совпадение. Однако Минск постарается — и уже старается — «монетизировать» это стечение обстоятельств по полной, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Что Россия перегнала в Белоруссию партию некондиционной нефти, это 19 апреля официально признала компания „Транснефть“. Более того, „Транснефть“ даже отправила белорусским получателям предупреждение, чтобы те эту нефть ни в коем случае не запускали в обработку, — именно из опасений, что она может повредить оборудование НПЗ,— сказал он «Ридусу».

Вероятность того, что белорусы «проглядели» эту некондиционную нефть, крайне мала, говорит Юшков,потому что входной контроль качества осуществляется не только на НПЗ, а еще раньше — на границе России и Белоруссии. Еще меньше вероятность того, что дирекция Мозырского НПЗ пошла на самосаботаж и проигнорировала предупреждение «Транснефти».

Это в каком-то смысле еще и внутрибелорусская история. Александр Лукашенко ранее требовал от нефтяной отрасли завершить модернизацию НПЗ до ноября этого года. Теперь же у директоров заводов появляется легитимный предлог эти сроки отодвинуть, обвинив в срыве работ Россию, — и в текущей обстановке на такой предлог Лукашенко как минимум не осерчает,— говорит эксперт.

Правда, версия белорусской стороны о преднамеренной «диверсии» со стороны России тоже не выдерживает критики: если бы Москва пыталась наказать таким образом Минск за строптивость, зачем бы «Транснефть» предупреждала заранее о готовящемся «технологическом теракте»?

Если бы Россия сознательно закачала в белорусские нефтепроводы загрязненный продукт, то здесь бы все сейчас это либо отрицали, либо играли в молчанку. Спор идет не вокруг того, намеренно или ненамеренно Россия повредила НПЗ соседнего государства, а о том, может ли в принципе повышенное содержание хлорорганики привести к таким последствиям,— объясняет Юшков.

По его мнению, белорусские нефтепереработчики изначально не собирались утилизировать «отравленное» сырье, так как понимали, что ничего страшного от одноразовой переработки некондиционного продукта не случится.

Они почти наверняка переработали эту нефть в бензин и реализуют его на внутреннем рынке, где потребители не приучены воротить нос. Зато БНК сейчас получает возможность потребовать от России компенсаций не только за испорченный товар, но и за ремонт оборудования НПЗ, якобы поврежденного в результате „самарского“ брака,— прогнозирует эксперт.

Сейчас Россия поставляет в Белоруссию нефть, не облагая ее экспортной пошлиной. Это дает возможность Минску продавать часть объемов за рубеж, собирая пошлину уже в свой бюджет. Но к 2024 году экспортную пошлину в России планируют обнулить. В результате Белоруссия не сможет получать нефть со скидкой и перепродавать ее по мировой цене.

В начале апреля Минск поднял тарифы на прокачку российской нефти в Европу сразу на 23% после провала очередного раунда переговоров. 

Автор: Игорь Серебряный

Источник: Ридус, 23.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики