Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разговор о компромиссе: эксперты о письме Юнкеру по «Северному потоку — 2»

Разговор о компромиссе: эксперты о письме Юнкеру по «Северному потоку — 2»

Компания-оператор газопровода «Северный поток — 2» — Nord Stream 2 — направила письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой уточнить вопрос применения к проекту ранее принятых поправок к Газовой директиве Евросоюза. В компании высказали опасения, что в нынешних условиях могут возникнуть дискриминационные риски по отношению к проекту и не исключили судебных разбирательств. Эксперты считают, что для подобных предположений есть все основания.

Поправки против одного проекта 

Поправки к Газовой директиве Евросоюза принимались именно для их последующего применения к «Северному потоку — 2», заявил RNS директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

С мнением Правосудова согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Казус заключается в том, что поправки в газовую директиву о распространении "третьего энергопакета" на морские газопроводы равнозначны введению санкций против "Северного потока — 2", поскольку эта мера направлена исключительно против этого газопровода», — говорил RNS Юшков. Он уточнил, что поправки никак не затронут строительство, потому что «третий энергопакет» регулирует правила не строительства, а использования.

Вариант компромисса

Правосудов напомнил, что в прошлом ЕС предоставил исключение для газопровода «Северный поток — 1», хотя эти нормы и не должны были распространяться на него в обязательном порядке, поскольку газопровод находился на территории Евросоюза лишь частично и являлся международным проектом. Продолжения «Северного потока — 1», а именно газопроводы OPAL и NEL, находились исключительно на территории ЕС, из-за чего нормы «третьего энергопакета» применялись к ним в полной мере.

Газопровод OPAL в итоге подвергся «некоторой дискриминации», подчеркнул эксперт. В течение нескольких лет ЕС требовал от «Газпрома» заполнять его только на 50%, а на другую половину нашлись альтернативные поставщики. Однако российское законодательство запрещает использование «Северного потока — 1» другими компаниями, в результате чего газопровод не мог быть полностью загружен. В конечном счете стороны пришли к компромиссу: право на заполнение оставшихся 50% было приобретено «Газпромом» в ходе аукциона.

Эксперт предположил, что в ситуации с «Северным потоком — 2» будет найден схожий компромисс. Формально ЕС применит к газопроводу ряд норм — к примеру, запретит компаниям-транспортерам добывать и продавать газ. Правосудов напомнил, что «Северный поток — 2» финансируют некоторые западные компании, которые по завершении строительства газопровода получат определенные доли владения. «Газпром» же перестанет быть стопроцентным владельцем проекта.

«Когда труба уложена уже на 50%, то бросить этот проект под водой уже выглядит бредом. Будет разговор о некоем компромиссе», — заключил эксперт.

«Сейчас, возможно, будет то же самое, "Газпром" могут какое-то время сдерживать и не давать загружать СП-2 на полную мощность, но в итоге он докажет необходимость получения исключения из норм "третьего энергопакета". Так что нынешние поправки к газовой директиве направлены на то, чтобы снизить эффективность работы СП-2, но он будет построен, и сомневаться в этом не стоит», — соглашается Юшков.

Возможная дискриминация

«Северный поток — 2» — газопровод из России в Германию через Балтийское море протяженностью 1220 км и мощностью 55 млрд кубометров в год. Он должен напрямую связать российскую ресурсную базу и европейских потребителей. Компания Nord Stream 2 начала укладку труб «Северного потока — 2» в сентябре прошлого года. Строительство газопровода должно завершиться в конце 2019 года.

Ранее принятые поправки к Газовой директиве ЕС предусматривают, что ее положения будут распространяться на участок «Северного потока – 2», расположенный в территориальных водах Германии в точке соединения с ее газотранспортной системой. При этом статья 49a измененной Газовой директивы ЕС предусматривает возможность дерогации в отношении морских газопроводов, которые были завершены до ожидаемого летом 2019 года вступления в силу новых положений. Дерогация позволяет государствам-членам ЕС не применять к таким газопроводам ключевые положения директивы о разделении прав собственности, обеспечении доступа третьих сторон и регулировании тарифов.

В ЕК утверждают, что основанием для дерогации является необходимость «принятия во внимание правомерных ожиданий существующих операторов, а также того факта, что в ЕС ранее отсутствовали специфические правила, применимые к газопроводам из третьих стран». Представители Nord Stream 2 заявили, что применение к «Северному потоку — 2» иного правового режима по сравнению с другими подобными газопроводами будет являться нарушением законодательства ЕС и международного права.

В Nord Stream 2 также напомнили, что с 2015 года инвестиции компании только в капитальные затраты на проектирование и строительство газопровода превысили €5,8 млрд. Представители компании заключили, что со стороны Евросоюза было бы несправедливо разработать поправки, которые существенно влияли только на «Северный поток — 2» и освобождали от выполнения новых правил другие морские газопроводы путем дерогации.

Источник: RNS, 24.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики