Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил сообщения о нерентабельности «Северного потока — 2»

Эксперт оценил сообщения о нерентабельности «Северного потока — 2»

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал публикации в немецких СМИ о том, что действия Дании ведут к подорожанию строительства российского газопровода.

Немецкие СМИ сообщили, что «Северный поток — 2» на сегодняшний день имеет все шансы стать нерентабельным из-да действий властей Дании. В частности, газета Junge Welt пишет, что позиция Копенгагена ведет к значительному подорожанию строительства российского газопровода. Указано, что его маршрут идет через исключительную экономическую зону Дании и правительство страны не может не выдавать разрешение на реализацию проекта, но из политических соображений власти будут всячески оттягивать срок выдачи документа.

Таким образом, окончание строительства «Северного потока — 2» может быть отложено как минимум на год. За это время Дания может заниматься «кропотливой проверкой» экологической безопасности проекта и предложенных вариантов маршрута, что приведет к приостановке строительства, демонтажу уже проложенных труб и новой их укладке по иному пути. По версии издания, все эти факторы скажутся на стоимости проекта газопровода, его рентабельности, а также на разнице в цене между российским газом и американским СПГ, который в этой связи может оказаться более привлекательным для европейских потребителей.

Материал газеты Junge Welt НЕВСКИМ НОВОСТЯМ прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он отметил, что влияние датской стороны на рентабельность проекта, о котором пишут СМИ, преувеличено.

«Газпром» в 2018 году со своими европейскими партнерами заявлял о том, что даже если ему придется строить обходной маршрут газопровода вокруг датской акватории, то это все равно не приведет к существенному удорожанию, а австрийская компания вообще говорила, что это не приведет к удорожанию или увеличению срока строительства. Возможно, это смелое заявление, бравада, но в любом случае обходной маршрут всего на примерно 89 километров длиннее, так что не так уж радикально это увеличивает маршрут. Соответственно, и аренда судов-трубоукладчиков увеличивается, и количество труб, но это не может привести к существенному увеличению стоимости».

Тем временем, по словам эксперта, рентабельность «Северного потока — 2» подрывают поправки к Газовой директиве ЕС, которая распространяет действия Третьего энергопакета на морские газопроводы. 

«Третий энергопакет и комплекс антимонопольных мер распространяется на «Северный поток — 2», и «Газпрому» можно использовать мощности газопровода только на 50%. Получается, что мы 10,5 млрд. евро потратили, чтобы получить трубу мощностью 55 млрд. кубов, а в итоге за эти же деньги получим только 27,5 млрд. кубов мощности трубы. И вот это как раз подрывает рентабельность проекта — по крайней мере, снижает. Но это не приводит к тому, что газопровод не будут строить дальше: суда-трубоукладчики идут и явно, что их уже никто останавливать не будет; они так и достроят весь газопровод до конца — это принципиальный вопрос для «Газпрома» и российского руководства, и для немецких компаний. А дальше они будут уже требовать исключения из норм Третьего энергопакета для этой трубы. 

В этой связи собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ напоминает, что на днях исполнительный директор компании Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг и вовсе указал на возможность подать в суд для защиты проекта «Северный поток — 2».

«Антимонопольное законодательство в реальности используется в виде санкций; никто из европейцев в этом не признается, заявляя о развитии конкуренции, но это санкции. Тем более, «Северный поток» был начат и строится еще до принятия этих поправок и «Газпром» хочет добиться признания, что он был действующим газопроводом еще до принятия поправок к Газовой директиве, соответственно, на него их распространять нельзя. В любом случае, пять европейских компаний не участвуют сейчас в капитале оператора газопровода (поляки это запретили им делать), поэтому даже если рентабельность снизится, то проект не закроется, так как этого делать не собирается его единственный собственник — «Газпром». А он у этих европейских компаний просто взял деньги в кредит на строительство газопровода», — резюмировал Игорь Юшков.

Напомним, проект «Северный поток — 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от России до Германии через Балтийское море. Закончить строительство планируется в текущем году. Проект реализует компания Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является «Газпром». Партнеры — немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, французская Engie и Royal Dutch Shell (Великобритания и Нидерланды). 

Источник: Невские новости, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики