Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Указ на газ: помешает ли Газовая директива "Северному потоку"?

Указ на газ: помешает ли Газовая директива "Северному потоку"?

Поправки к европейскому газовому законодательству были приняты, чтобы помешать строительству российско–германского газопровода по дну Балтийского моря "Северный поток–2". Смогут ли соперники России достичь своей цели, читайте в материале Baltnews.

Согласно поправкам к газовой директиве, газопроводы третьих стран в Европейском союзе не могут принадлежать компании, добывающей газ. Кроме того, владелец газопровода должен устанавливать недискриминационные тарифы на прокачку газа, а также разрешить третьим сторонам прокачивать газ.

Если для "Северного потока–2" не сделают исключение, то компания обратится в суд. Шансы его выиграть невелики, если учесть, что поправки к директиве были приняты специально, чтобы помешать "Северному потоку–2". 

"Северный поток–2" (Nord Stream) – это магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Для управления газопроводом Nord Stream была создана швейцарская компания Nord Stream 2 AG. 51% акций компании принадлежат Газпрому, остальные акции принадлежат немецким и французским компаниям.

Газовая директива распространяет нормы Европейского союза на морские газопроводы из третьих стран в территориальных морях государств – членов ЕС.

Если "Северный поток" попадет под ограничения, у владельцев возникнут серьезные проблемы. Хотя газовая директива не сможет блокировать строительство российского газопровода, считают европейские эксперты.

Поэтому компания Nord Stream 2 AG направила письмо председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, в котором просит прояснить вопрос о возможности сделать исключение для Северного потока. В частности, не применять новые правила Газовой директивы ЕС к газопроводам из третьих стран.

В письме говорится о том, что необходимо "принять во внимание правомерные ожидания существующих операторов, а также того факта, что в ЕС ранее отсутствовали специфические правила, применимые к газопроводам из третьих стран".

Компания просит об исключении, ведь иначе нарушится Энергетическая хартия Европы. "Если к "Северному потоку–2" не будет применяться такой же правовой режим, как к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны до принятия поправок к Газовой директиве, это будет являться нарушением международного права и законодательства ЕС, включая невыполнение обязательств ЕС по договору к Энергетической хартии в отношении компании Nord Stream 2 как инвестора", – говорится в заявлении.

В заключении письма авторы отмечают: "Компания Nord Stream 2 AG уважает законодательство ЕС и международное право и полагает, что они должны быть применены к проекту надлежащим образом, в частности в том, что касается фундаментальных принципов недопущения дискриминации и защиты правомерных ожиданий".

Если ответ Еврокомиссии не удовлетворит компанию, то она обратится в инвестиционный арбитражный суд, заявил профессор из Университета Хельсинки Ким Талус в разговоре с Politico.

Газовая директива – это угроза "Северному потоку–2"

"Реформа энергетического законодательства была затеяна для того, чтобы создать сложности и дополнительные риски для реализации "Северного потока–2", – отметил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Генсек Европейского союза газовой промышленности Eurogas Джеймс Уотсон заверил, что поправки никак не повлияют на "Северный поток–2".

Ранее против поправок выступил Берлин, посчитав их необоснованными. Германия обеспокоена попытками Еврокомиссии получить "эксклюзивные полномочия" по регулированию газового рынка. Но Берлин уверен, что "Северный поток–2" в любом случае будет успешно реализован. Это несмотря на то, что ЕС и США всеми силами стараются помешать планам России и Германии. 

Источник: Baltnews.lv, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики