Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто умышленно испортил российскую нефть? И кто за это ответит?

Кто умышленно испортил российскую нефть? И кто за это ответит?

«Транснефть» сообщила о диверсии и о том, что к делу подключились силовые органы. Ранее европейские страны остановили транзит российского сырья из-за повышенного содержание хлора

Значит, все-таки диверсия. Кто-то умышленно вбросил в трубу некачественную нефть. Наверное, этот кто-то даже не мог предположить, что его действия приведут чуть ли не к международному скандалу. Особенно с учетом того, что «Транснефть» назвала компанию, через чей терминал пошла грязная нефть. Это «Самаратранснефть-Терминал». Она входит в московскую группу компаний «Петронефть». У нее недавно сменились владельцы, а в «Самаратранснефть-Терминале» ввели процедуру наблюдения.

Когда компании грозит банкротство, с ней может происходить все что угодно. Возможно, кто-то случайно отправил грязную нефть. А, может быть действительно, специально: грязную в трубу, чистую — в другое место. Впрочем, это уже решит следствие.

Но есть и политический момент. По нефтепроводу «Дружба» в Европу пошла нефть с хлором. Дальше вопрос задает политолог Павел Салин: 

«А вот объемы этого вброса, который был осуществлен, были достаточны для того, чтобы существенно ухудшить качество поставляемой по «Дружбе» нефти и привести к его перекрытию в Белоруссии, к претензиям со стороны европейских потребителей? Это действительно было такое серьезное технологическое нарушение или все-таки здесь политика сыграла определяющую роль, и это было использовано как предлог в российско-белорусском споре, когда белорусскую сторону поддержали европейские потребители?»

Следующий вопрос: что будет дальше? Европейские страны транзит остановили. До последнего не прекращали венгры и словаки. Но, видимо, загрязненная нефть дошла и до них. Теперь, как прописано в договорах, кто-то должен возместить убытки. Точнее, тот, кто поставляет нефть, а это в данном случае «Транснефть».

Правда, убытки еще нужно посчитать. Белоруссия уже назвала цифру в 100 млн долларов. Но здесь уместно спросить, а почему не 200 или 300? Точно пока не назвали объем грязной нефти. Точно не известно, какой ущерб получил Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

Вернее, завод заявил, что у него пострадала холодильная установка. Но, как писали «Ведомости» со ссылкой на производителя этого оборудования, оно стоит всего 3,5 млн рублей. О том, кто будет отвечать, размышляет ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«В любом случае «Транснефть» на входе в трубу это отслеживает. Но опять же там есть разные версии, что вроде как хлорорганику конкретно она не отслеживает, она отслеживает только сернистость и так далее. «Транснефть» гарантирует качество нефти при поставке на НПЗ. А «Транснефть» уже в свою очередь будет подавать иски к тому, кого обнаружит виновным в подаче такой нефти. Если эта нефть уже подавалась с хлорорганикой в систему «Транснефти», компания Токарева будет подавать иск к нефтяникам».

Одним из следующих шагов, наверное, станет претензия «Транснефти» к «Самаратранснефть-Терминал». Ведь это она приняла некачественную нефть. Но компания, как мы уже упоминали, близка к банкротству. Предъявлять претензии к тем, кто поставил ей эту нефть? Но речь идет о нескольких малых производителях. Вряд ли им по силам заплатить огромные штрафы.

Но это и ключ к тому, как вести себя с европейскими оппонентами. Что, несколько малых производителей, а может быть, всего один, сумели испортить всю нашу нефть, идущую в Европу? Впрочем, после остановки транзита это несколько напоминает манипуляции кулаками после драки. 

Источник: BFM.RU, 26.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики