Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чисто по «Дружбе»: качественная нефть может не добраться до Белоруссии в срок

Чисто по «Дружбе»: качественная нефть может не добраться до Белоруссии в срок

По расчетам экспертов, процесс доставки займет около пяти дней

«Чистая» российская нефть пущена по трубопроводу на начальном участке, но по состоянию на воскресенье она не прошла даже половины расстояния до границы с Белоруссией, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Незагрязненное «черное золото» может поступить в республику только в начале мая, считает он. Скорость движения нефти по трубе — 10–12 км/ч, и поэтому процесс доставки займет около пяти дней, полагают эксперты. Однако в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака заверили «Известия», что «чистое» сырье будет у границы с Белоруссией уже сегодня. Пока стороны разбираются в причинах загрязнения: по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева уже создана межведомственная комиссия. В «Транснефти» случившееся считают диверсией.

Процесс пошел

На начальном участке, где и были проблемы, «чистая» нефть уже пущена, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией.

— Но она не прошла даже половины расстояния до границы с Белоруссией, — пояснил он.

По словам собеседника «Известий», процесс займет около пяти дней после полного запуска всех участков трубопровода. Он намечен на 29 апреля.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин подтвердил «Известиям», что с учетом скорости движения по трубопроводу (примерно 10–12 км/ч) от Самары до границы нефть дойдет за пять дней. Но теоретически, подчеркнул он, уложиться в срок до конца 29 апреля можно, если первый запуск был осуществлен до выходных.

О том, что стабильная работа нефтепровода «Дружба» будет полностью восстановлена в течение двух недель и «чистое» сырье на границу с Белоруссией придет уже к 29 апреля, в прошедшую пятницу сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

–– По результатам переговоров с участием представителей РФ, Белоруссии, Польши и Украины приняты согласованные решения по реализации специальных технологических мероприятий для устранения последствий инцидента. Это позволит, как ранее предполагалось, ‪до 29 апреля подать соответствующую стандартам нефть до границы с Белоруссией, а в течение двух недель полностью восстановить стабильную работу нефтепровода, –– пояснил Дмитрий Козак.

В воскресенье эти планы еще раз подтвердил «Известиям» представитель вице-премьера Илья Джус.

— 29-го нефть будет на границе (с Белоруссией. –– «Известия»), –– заявил он.

У трубопровода «Дружба» два входа –– южный и северный, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Плохая» нефть шла только по южной ветке на Мозырский НПЗ, тогда как на Полоцкий НПЗ поставляли качественное «черное золото». Поэтому вполне реально, что 29 апреля качественная нефть в Белоруссию всё же придет. По словам эксперта, главная проблема для белорусов и европейцев — что делать с большим количеством накопившейся «грязной» нефти.

— Видимо, придется как-то смешивать и снижать концентрацию до допустимого уровня, — отметил Игорь Юшков.

По данным «Белнефтехима», объем поставленного в Белоруссию «грязного» «черного золота» достиг 1 млн т.Замминистра энергетики России Павел Сорокин в пятницу, после встречи операторов «Дружбы» в Минске, заявлял, что эта нефть — не потерянная, ее можно довести до нормативных показателей по качеству, смешивая с чистым сырьем. По его расчетам, в начале мая незагрязненная нефть может дойти до Мозырского НПЗ.

— Но опять же это зависит от своевременного добросовестного исполнения намеченного плана всеми сторонами, — уточнил он.

Советник главы «Транснефти» Игорь Демин не ответил на запрос «Известий».

Накажут виновных

Дмитрий Козак в конце прошлой недели отметил, что «когда будет выявлено, кто является автором этого «произведения» (поставок некачественной нефти. — «Известия»), будут применены соответствующие меры и финансовой ответственности, и, вполне возможно, личной ответственности должностных лиц нефтяных компаний, которые это допустили».

–– Работают правоохранительные органы, поскольку ущерб существенный и для наших нефтеперерабатывающих заводов, и для наших партнеров, и для самой «Транснефти», — добавил вице-премьер.

По поручению Дмитрия Медведева Министерство энергетики России уже создало межведомственную комиссию по проверке нарушения качества нефти в трубопроводе «Дружба». В нее вошли представители Минэнерго, Минпромторга, ФАС, Роснедр, Ростехнадзора, Росстандарта, а также компании «Транснефть».

Премьер дал неделю на проведение проверки. «По результатам проверки обеспечить наказание лиц, ответственных за допущенные нарушения. Материалы проверки направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации», — говорится в предписании главы правительства.

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили ситуацию с ухудшением качества российской нефти на встрече в Пекине. По словам российского лидера, «для того чтобы понять, что там произошло, нужно провести расследование».

Узрели диверсию

По словам советника президента «Транснефти» Игоря Демина, первые результаты расследования свидетельствуют, «что загрязнение было умышленным».

— В данный момент в Самаре в офисах нескольких частных организаций идут следственные действия на предмет определения причастности к произошедшему, — заявил он журналистам в пятницу. — Сейчас можно определенно сказать, что вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре «Самаратранcнефть-терминал».

Эта компания занимается приемом нефти от нескольких малых производителей и анализом ее качества. В «Самаратранcнефть-терминал» сообщили СМИ, что узел слива и компаундирования нефти (УСИКН) Самара–Унеча, на котором произошел вброс загрязненной нефти, был продан еще в 2017 году. После этого у объекта несколько раз менялись владельцы и арендаторы. 

Проблемы с поставками российской нефти в Белоруссию по магистральному нефтепроводу «Дружба» начались еще 19 апреля. О «грязном» сырье заявил концерн «Белнефтехим». Сообщалось о высоком содержании хлорорганических соединений, из-за чего Белоруссия была вынуждена прекратить экспорт светлых нефтепродуктов –– бензина, авиакеросина и дизельного топлива. «Транснефть» признала повышенное содержание хлоридов в нефти и пообещала решить проблему.

Все страны Восточной Европы, а также ФРГ в конце прошлой недели приостановили импорт и транзит российской нефти по нефтепроводу «Дружба».

–– Большинство восточноевропейских партнеров занимают здравомыслящую позицию, когда достоверная информация отсутствует, и не стремятся ситуацию политизировать, — считает замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Они понимают, что диверсификация нефтяного импорта не выгодна им самим, поскольку нефтеперерабатывающие заводы «заточены» под конкретный состав нефти, на которой они работают. А начинать же поиски ее аналогов на рынке –– это хлопотное дело. Да и поставки «черного золота» по системе магистральных нефтепроводов экономически эффективней, нежели морским или железнодорожным путем.

Замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев выразил уверенность, что в течение нескольких дней ситуация благополучно разрешится, и статус-кво восстановится. Серьезных альтернатив поставкам российской нефти в страны Восточной Европы нет, а через пару месяцев уляжется и весь информационный шум.

По мнению эксперта, весьма вероятно, что «Транснефти» придется выплатить штрафы в первую очередь белорусской стороне.

Впрочем, на четырехсторонних переговорах (России, Белоруссии, Польши и Украины) в Минске вопрос компенсаций не поднимался, заявил гендиректор «Укртранснафты» Николай Гавриленко. Их стороны будут обсуждать позже. «Укртранснафта», по его словам, не понесла ущерба, если не считать недополученной выручки. Открыто о своих потерях в $100 млн заявляла лишь белорусская сторона. Планируется, что переговоры по транзиту нефти продолжатся в понедельник в Минске. 

Авторы: Ирина Цырулева, Николай Хренков

Источник: Известия, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики