Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка Польши на израильский СПГ подтвердила бессмысленность борьбы с российским газом

Ставка Польши на израильский СПГ подтвердила бессмысленность борьбы с российским газом

Заявление Польши о том, что Варшава начнет закупать СПГ в Израиле, носит политический характер и является попыткой давления в отношении Москвы – считает руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Польша продолжает бороться с «энергетической зависимостью от России»

Глава польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк заявил, что Польша рассматривает Израиль в качестве источника импортных объемов газа, которые помогли бы Варшаве снизить уровень «энергетической зависимости» от России и конкретно от компании «Газпром».

Примечательно, что Возняк отметил, что Польша и Израиль в ближайшее время могут заключить контракт на поставку СПГ, который нужен польской стороне для обеспечения газом южных регионов страны. Интересно, что данная ремарка сразу ставит под вопрос целесообразность этого начинания – ведь речь здесь идет о тех регионах Польши, которые не имеют прямого выхода к терминалу в городе Свиноустье.

Дело в том, что даже польские северные регионы, которые не имеют никаких проблем с получением СПГ из терминала в Свиноустье, не горят желанием на это идти, учитывая, что импорт СПГ существенно проигрывает в рентабельности российскому трубопроводному газу.

В результате, все закупки СПГ в Польше, как и в соседней Литве, осуществляются благодаря лоббированию со стороны польского государства и носят откровенно политический характер. Впрочем, как и это заявление Возняка по поводу контракта на импорт израильского СПГ. 

Израиль становится серьезным игроком на рынке газа

«В этом заявлении Возняка можно проследить сразу несколько факторов. Например, Израиль в последние годы действительно все больше заявляет о себе, как о потенциальном экспортере СПГ на мировом энергетическом рынке», - констатирует Перов.

Как замечает эксперт, Израиль является быстрорастущим региональным игроком на рынке газа, что можно проследить на примере проектов, которые там реализуются в контексте производства СПГ. Все газовые надежды Израиля связаны с разработкой шельфовых месторождений – в частности, это «Ливиафан», а также целый ряд проектов поменьше, но также с неплохой практической перспективой.

«В целом, у Израиля очень хорошие перспективы для того, чтобы развивать добычу природного газа, причем на протяжении долгого времени в данной стране не могли этим серьезно заниматься вследствие объективных внутриполитических проблем», - заключает Перов.

Теперь эти проблемы урегулированы, и вот уже как несколько лет израильская шельфовая добыча газа вместе с производством СПГ идет в гору, что этим и решили воспользоваться поляки в рамках своих одиозных инициатив по поиску газовой альтернативы России. 

«В Тель-Авиве были большие проблемы в отношениях между национальными производителями и правительством страны, причем дело доходило до судебных разбирательств, а также в отношениях между Израилем и соседним с ним Ливаном», - резюмирует Перов.

Что касается Ливана, то израильтяне долгое время не могли разграничить с ливанской стороной границы континентального шельфа, но сейчас все проблемы урегулированы, в результате чего, в последние несколько лет наблюдается существенный рост израильской газовой добычи.

«Кроме того, у Израиля имеются планы по тому, чтобы стать региональным газовым хабом, поскольку большие планы по росту добычи газа есть и у соседнего с ним Египта. Также не надо забывать про Кипр, хотя здесь не до конца ясна ситуация вследствие ряда политических разногласий с Турцией, а так на кипрском шельфе лежат значительные газовые запасы», - констатирует Перов.

В то же время, в Тель-Авиве предполагали, что вся эта добыча будет торговаться на средиземноморском рынке, поскольку у Израиля под боком имеется большое количество государств, в которых есть спрос на газ и которые уже сегодня готовы купить израильское сырье. 

Для Польши это политический проект

«Соответственно, здесь нужно сделать вывод, что Польше нужен не израильский газ, а демонстрация того факта, что Варшава может найти альтернативу российскому трубопроводному газу, который доминирует в польской экономике», - заключает Перов.

По словам Александра Валентиновича, в этом заявлении Возняка прослеживается четкая корреляция с другими сентенциями польского правительства о том, что Варшава в ближайшие годы собирается полностью отказаться от импорта российского газа.

«Польша сегодня потребляет порядка 10 млрд кубометров российского газа в год, поэтому, чтобы иметь возможность хотя бы в теории выполнить это обещание, Варшаве необходимо найти на мировом рынке соответствующие объемы», - резюмирует Перов.

Таким образом, перед нами подготовка Варшавы к прекращению российско-польского контракта на импорт российского газа, который истечет в следующем десятилетии. Вряд ли Польша прекратит закупать российский трубопроводный газ, но на этой риторике во многом заточена политика правящей в данной стране партии «Права и справедливость», из-за чего там и возникают подобные фантастические проекты. 

«Впрочем, даже если рассмотреть альтернативные варианты российскому трубопроводному газу, то здесь есть очень большие сомнения в том, что Израиль является для Польши наилучшим из них – на мировом рынке есть экспортеры и получше», - констатирует Перов.

И тот факт, что Польша до сих пор не воспользовалась их услугами, говорит о том, что перед нами мертворожденный проект.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики