Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Владимир Путин вмешался в ситуацию вокруг «Дружбы»

Владимир Путин вмешался в ситуацию вокруг «Дружбы»

Чем грозит России попадание загрязненной нефти в трубопровод

Владимир Путин потребовал изменить систему контроля за качеством сырья, которое поступает на экспорт. Эту тему президент поднял на встрече с главой компании «Транснефть» Николаем Токаревым. О том, что качество российской нефти резко ухудшилось, Минск заявил 19 апреля. Позже был приостановлен экспорт светлых нефтепродуктов в другие страны. Также пропускать сырье из России по «Дружбе» отказались Польша, Германия, Украина и Словакия.

В свою очередь, глава «Транснефти» Николай Токарев заявил президенту, что некачественная нефть попала в трубопровод из-за компании в Самарской области, и все документы по этому поводу переданы в ФСБ.

Тем временем, Белоруссия 30 апреля перестала принимать сырье из России, чтобы полностью вытеснить некачественные углеводороды из участка трубопровода. Как объяснили в компании «Гомельтранснефть Дружба», прокачку также приостановили для необходимого ремонта. Минск может использовать эту ситуацию для того, чтобы добиться от России выгодных условий по давнему спору о налоговом маневре и ценах на газ, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Сначала Белоруссия заявила о миллионных убытках в виде недополученной прибыли, теперь приостанавливает поставку всей российской нефти, мотивируя это техническими причинами. Потом прозвучала фраза о 5 млн тонн, которые вроде как подверглись негативному эффекту.

Между тем, это гигантский объем, примерная цена которого на европейском рынке — $2,5 млрд.

Другими словами, эта история обретает характер колоссального бедствия. Совершенно очевидно, что Минск заинтересован как можно в более громком скандале, и причина ясна: у нас есть два основных спора, среди которых — налоговый маневр, который ухудшит экономику поставок нефти в Белоруссию. Вместе с тем, власти страны в лице президента Александра Лукашенко бьют себя в грудь и говорят о том, что российская нефть им не нужна, но при этом продолжают клянчить уступки у Российской Федерации». 

Между тем, премьер-министр Дмитрий Медведев призвал найти виновных в этой ситуации и уже пригрозил им уголовной ответственностью за загрязнение нефтепровода. В компании «Гомельтранснефть Дружба» говорят, что транзит сырья начнет восстанавливаться 2 мая. К концу праздников компания намерена выйти на 40% проектной мощности нефтепровода. На полное же возобновление прокачки потребуется не менее полугода. О каких потерях можно говорить в таком случае? На этот вопрос ответил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Если до этого Европа говорила про газ, про то, что Россия пытается поставить ЕС в зависимость от топлива, то на текущий момент нефть вдруг почему-то тоже стала странным атрибутом российской угрозы в сторону Европы.

Поэтому, конечно, здесь имиджевые потери максимальны.

Если говорить о материальном ущербе, то белорусские коллеги озвучили цифру примерно в 1 млн тонн грязной нефти, то есть в переводе на текущие котировки, это действительно где-то порядка $100 млн, может быть, даже больше. Вопрос в том — как эти потери будут компенсироваться. Вместе с тем, договоры о поставках сырья заключаются между нефтяными компаниями и потребителями напрямую. То есть вопросы по качеству продуктов к Белоруссии как транзитеру просто отпадают. Надо смотреть, что прописано в договоре, насколько жестко определен срок поставки. Потому что может быть так, что стороны не договаривались о конкретных объемах, идущих каждый день, и возможно компенсировать это по факту попозже. Но если есть условия, связанные с качеством нефти, и испорченное сырье стало, например, причиной остановки оборудования, то речь идет о прямом ущербе. Безусловно, в таком случае могут последовать судебные иски».

Глава «Транснефти» Николай Токарев на встрече с Владимиром Путиным добавил, что железная дорога помогает вывозить некондиционную нефть с территории Белоруссии, затем ее будут подмешивать к нормальной нефти в Новороссийске и реализовывать дальше.

Источник: Коммерсантъ FM, 30.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики