Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прибалтика променяла дешевое электричество из РФ на ценовую кабалу Швеции и Финляндии

Прибалтика променяла дешевое электричество из РФ на ценовую кабалу Швеции и Финляндии

Электрозависимость государств Прибалтики от России и Белоруссии связана с особенностями советской энергетической системы – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Прибалтика решила отказаться от российской электроэнергии

Дело в том, что эстонское информационное агентство ERR сообщило, что Таллин вместе с Ригой собираются ввести пошлины на импорт российской электроэнергии, поскольку отечественная выработка в два раза дешевле эстонской. Примечательно, что в Эстонии электроэнергию производит предприятие Eesti Energia, причем в качестве сырья используется сланец, добычу которого «эстонские правозащитники» требовали закрыть еще в советское время, но, как показала практика, в эпоху независимости данные поползновения быстро сошли на нет.

Цель этих пошлин в поддержке национального производителя, хотя с политической точки зрения это действие коррелирует с решением Литвы прекратить закупку электроэнергии в Белоруссии после завершения строительства Белорусской АЭС в Гродненской области.

Президент Литвы Даля Грибаускайте активно раскручивает эту тему и уже успела объявить Белорусскую АЭС российским геополитическим проектом, хотя на практике эти сомнительные решения Таллина, Риги и Вильнюса ударят по самим прибалтийским странам.

«В эпоху СССР, чисто технически, было выгодно иметь взаимосвязанные энергосети – если взять Прибалтику, Россию и Белоруссию, то это система БРЭЛЛ, которая представляет собой единое и замкнутое энергокольцо данного региона», - констатирует Митрахович

Как замечает эксперт, экономически все это оправдано, но вследствие постоянных политических кризисов, которые по разным причинам инициируются прибалтийскими государствами, последние решили бороться с этой выгодной всем системой.

«В результате, прибалтийские государства решили уйти от экономической зависимости от России даже ценой того, что это будет означать для них серьезное увеличение материальных затрат на выработку электроэнергии», - заключает Митрахович.

Все это накладывается на последствия давления со стороны Евросоюза на Литву, которое привело к закрытию Игналинской АЭС, что ударило не только по литовской экономике, но и по всей Прибалтике в целом. И, кстати говоря, именно то обстоятельство, что БелАЭС фактически дублирует Игналинскую атомную станцию, и привело к тому, что Литва совершенно неадекватно реагирует на данный проект.

«Что тут сказать – это их выбор, но, в конечном счете, эти пошлины, а то и отказ от любой кооперации с Россией и Белоруссией по электроэнергии, будет означать прекращение поставок дешевого электричества в государства Прибалтики», - резюмирует Митрахович

По словам Станислава Павловича, это вызовет необходимость для государств Прибалтики реализовывать собственные энергетические проекты или закупать электричество в Европе, которое по своей рыночной цене, естественно, не сравнится с российским предложением.

«На практике это будет означать увеличение отпускных цен для конечных потребителей, а, значит, еще большую нагрузку на экономику, которая во всех прибалтийских государствах давно переживает далеко не лучшие времена», - констатирует Митрахович.

Рациональным решением для прибалтов было бы сохранение связей с Россией, а также заключение соглашения с Белоруссией на поставку электроэнергии с атомной станции в Гродно, но политика здесь берет свое. Это выглядит абсурдно на том фоне, что прибалтийские государства существуют за счет субсидий Евросоюза, которые после выхода Великобритании должны серьезно просесть.

Подобная политика будет стоить прибалтам дорого

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данные проекты прибалтийских государств не имеют рациональной экономической причины. 

«Здесь большую роль сыграло закрытие Игналинской АЭС в Литве, которая в рамках советской экономики должна была обеспечить дешевой и гарантированной электроэнергией все три прибалтийские республики. Этот проект был закрыт по требованию Евросоюза, а само решение инициировали Швеция и Финляндия, которые затем заняли здесь место импортеров», - заключает Оленченко.

Ведь из Финляндии в Эстонию было проложено два подводных энергетических кабеля, которые получили название Energolink-1 и 2, а из Швеции в Литву был проложен аналогичный энергокабель Nordbalt. В обоих случаях речь идет о поставке энергии, производимой местными АЭС.

«Интересно, что предлогом закрытия Игналинской АЭС стало то, что она якобы не отвечает требованиям безопасности Евросоюза, хотя у финнов работает электростанция той же конфигурации, которая была построена по типовому советскому проекту», - резюмирует Оленченко.

Все это усугубляется тем, что после закрытия Игналинской АЭС страны Прибалтики вошли в организацию Nord Pool, объединяющую государства Северной Европы. Это стало причиной того, что внутренние цены на электроэнергию там стали, как в Скандинавии. 

«И все это на фоне существования системы БРЭЛЛ, которая гарантировала Прибалтике непрекращающийся доступ электроэнергии – данная закольцованная система была изобретена при СССР и была основой местной энергетики», - констатирует Оленченко.

Прибалты решили от этого отказаться по политическим причинам, что, естественно, негативно скажется на их экономике.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики