Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Прецедент-1952» в 2009-м

«Прецедент-1952» в 2009-м

Итак, новой газовой войны между Россией и Украиной пока не случилось — 6 ноября, за день до истечения обговоренного сторонами срока, «Нафтогаз Украины» расплатился за октябрьские поставки газа.

Угроза же войны возникла за неделю до этого, когда 30 октября премьер-министр России Владимир Путин в телефонном разговоре с украинской коллегой услышал от Юлии Тимошенко, что президент Украины препятствует нормальному сотрудничеству правительства с Центробанком и блокирует перевод денежных средств.

«Впервые за всю историю наш премьер обращается не к нашему президенту и парламенту, а делает фактически политический донос за границу», — возмущается сейчас по этому поводу уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. Однако «донос» оказался верным: как раз 30 октября президент Украины, запретив правительству оплачивать долги «Нафтогаза» из бюджета и не разрешив ЦБ использовать для этого золотовалютные резервы, подписал ещё закон о повышении социальных стандартов, поставив тем самым под угрозу выделение Украине нового транша МВФ. А ещё через три дня, когда Путин обратился к ЕС с просьбой оказать финансовую помощь Украине, Виктор Ющенко потребовал от своего премьера вообще пересмотреть газовые контракты с Россией.

«Между Россией и Украиной нет никакого конфликта. Идёт довольно жёсткая полемика, но эта полемика касается только одного человека — нынешнего президента Украины. У него доминируют русофобские представления. Тем не менее проблема возникла. Связано это, на мой взгляд, с той избирательной кампанией, которая ведётся на Украине, когда одна власть вредит другой в попытке получить политические очки. Через некоторое время на Украине состоятся выборы. Я надеюсь, что у руля этого государства встанут силы, более прагматично настроенные по отношению к нашим контактам», — заявил в тот день Дмитрий Медведев журналу Spiegel.

Ещё год назад Запад наверняка бы интерпретировал подобное заявление как газовый шантаж Москвы с целью вмешательства в украинские выборы. Но в этот раз председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу 5 ноября лично позвонил президенту Ющенко, попросил его устранить все возможные препятствия при оплате украинской стороной поставок газа из России и проконтролировал исполнение. В вопросе оплаты поставок энергоносителей имеет «абсолютное значение отсутствие блокирования в рамках украинской системы», подчеркнул он. А ещё через три дня директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заморозил выдачу Украине 3,8 млрд долларов — до окончания президентских выборов. Интерпретируя эти действия на языке идущей сейчас на Украине предвыборной кампании, можно сказать, что Евросоюз поддержал Тимошенко, а МВФ её наказал — финансовые аналитики уже заговорили о том, что правительству теперь вплоть до окончания выборов будет крайне сложно удерживать курс гривны.

18 ноября должен состояться очередной саммит ЕС — РФ. В связи с этим российское Минэнерго разработало и передало Еврокомиссии «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия — ЕС». В нём прописаны совместные действия на случай перебоев с поставками энергоносителей в Европу, в том числе по вине третьих стран. В документе назначены координаторы российско-европейского энергодиалога (министр энергетики России Сергей Шматко и комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс), определены понятия «чрезвычайная ситуация» и «механизм раннего предупреждения», а также прописаны действия сторон на случай перебоев с поставками энергоресурсов из России в Европу. Чрезвычайную ситуацию документ определяет как «значительное отклонение от определённых нормами объёмов и других условий добычи, транспортировки, транзита, хранения, распределения и потребления» энергоресурсов. А механизм раннего предупреждения — как комплекс мер «для опережающей оценки возможных проблем и рисков, связанных с поставками и спросом на энергоресурсы» и для «оперативного реагирования в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации». Вопрос — какое всё это имеет отношение к описанному выше реальному урегулированию чрезвычайной ситуации, которая чуть было не сорвала сам саммит?

Лучший ответ на этот вопрос дал, на мой взгляд, директор московского Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Новый меморандум проблему Украины как слабого звена не решает. Вместо таких механизмов России и ЕС было бы лучше поддержать единого кандидата на президентских выборах на Украине». Хорош же этот ответ тем, что в нём на языке предвыборных комбинаций проговаривается главное геополитическое условие для стабилизации российско-украинского энергодиалога — России и ЕС необходимо объединиться и исключить из игры Америку. Поэтому яростные атаки Виктора Ющенко против Юлии Тимошенко, дестабилизирующие российско-украинский энергодиалог, её обращение за помощью к российскому премьеру Владимиру Путину и привлечение последним к задаче стабилизации энергодиалога главы Еврокомиссии Жозе Баррозу буквально подталкивают стороны к подобной комбинации.

Ибо на уровне избирательной кампании в самой Украине основные элементы для подобного союза России с Евросоюзом уже имеются — «оранжевая» коалиция давно рассыпалась и проамерикански настроенный Виктор Ющенко не имеет каких-либо шансов на победу. Так что если Москва, учитывая негласные договорённости, уже сейчас существующие между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, относительно невступления Украины в НАТО, открыто поддержит «оранжевую принцессу», то Вашингтону будет очень сложно что-либо противопоставить этому. Хотя эти договорённости ему очень подозрительны и явно не нравятся — прошлогоднее заявление секретариата Виктора Ющенко о том, что «политическое руководство Российской Федерации рассматривает решение о поддержке кандидатуры Ю. Тимошенко на выборах президента Украины после выполнения условий о пассивной позиции премьер-министра Украины и её политической силы в конфликте с Грузией» и зарезервировало на её поддержку около 1 млрд долларов, — тому свидетельство. Ибо Вашингтон никак не мог быть доволен «пассивностью» украинского премьера, наотрез отказавшегося поддержать указ президента Украины об ужесточении режима пребывания и выхода в море Черноморского флота России во время конфликта последней с Грузией. Однако, как известно, администрация Буша не пошла на конфронтацию с Москвой и инициативу урегулирования конфликта перехватил Париж. После чего 27 ноября 2008 года, буквально за неделю до того, как главы МИД Франции и Германии на министериале НАТО окончательно утвердили решение Бухарестского саммита альянса о непредоставлении ПДЧ Украине и Грузии, Юлия Тимошенко выступила с политической программой урегулирования российско-украинского энергодиалога путём сближения Евросоюза и России.

«В 2009 году Европа начнёт осознавать, что Европейский союз сможет продолжать движение по дороге стабильности и процветания, только лишь «расчистив» путь в Европу и для России, и для Украины. Цель ясна: Россия и Украина на пороге превращения в процветающих и дружественных соседей, на манер сегодняшних Франции и Германии. Результатом соглашения между Францией и Германией 1952 года, касающегося стали, стал частичный отказ от суверенитета в важнейшей области государственного управления. Это соглашение стало прецедентом для всего Европейского проекта. В 2009 году сложная задача ЕС будет состоять в том, чтобы сформировать такое соглашение, в которое будет вовлечена и Россия, и Украина. Не за горами ещё один «прецедент-1952». Энергоносители, в частности природный газ, предоставляют возможность воссоздать скрытые причины, которые вдохновили основателей ЕС в 1952 году» — такой ответ на российский вопрос предложила украинский премьер Москве в ноябре прошлого года. И учитывая, что сейчас на календаре ноябрь как раз 2009 года, не исключено, что на предстоящем саммите ЕС — Россия в Стокгольме меморандум Минэнерго России будет поддержан какой-то политической декларацией. Принятие которой, возможно, и надеялся торпедировать Виктор Ющенко новым газовым конфликтом. Разразившимся буквально через день после того, как колебавшийся Дмитрий Медведев, поддавшись массированному давлению со стороны ряда европейских государств, всё-таки согласился поехать в Стокгольм.

Автор: Шамсудин Мамаев

Источик: Частный корреспондент, 13.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики