Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик: Санкциями из-за «Северного потока-2» США уподобляется Ирану

Аналитик: Санкциями из-за «Северного потока-2» США уподобляется Ирану

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности в эфире НСН пояснил, с какими трудностями столкнутся США при ведении санкций за участие в СП-2.

Сенат США подготовил законопроект, предполагающий введение санкций против компаний, участвующих в прокладке российских морских трубопроводов, в первую очередь «Северного потока – 2» (СП-2). Республиканец от штата Техас Тед Круз и демократ от штата Нью-Гэмпшир Джин Шахин ратуют за запрет въезда на территорию Штатов и заморозку финансовых активов этой стране лиц, которые продают или сдают в аренду морские суда для строительства СП-2. Кроме того, целый ряд ограничений предлагается ввести против тех, кто предоставляет финансовую или техническую поддержу, а также обеспечивает страхование таких судов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН рассказал, что с реализацией этого закона на практике может возникнуть множество проблем.

«Это продолжение истории, длящейся уже почти 2 года. В августе 2017-го был принят законопроект, согласно которому президент Трамп может ввести санкции, и среди прочих - запрет на оказание услуг по строительству нового газопровода из России в Европу. И сейчас мы видим попытку ввести в действие положений, которые были там заявлены. Ведь американский президент никаких мер в строй не ввел», - отметил Юшков.

Он обратил внимание на формулировки этого закона. Штаты предлагают штрафовать компании, которые предоставляют российской стороне суда и о страховании работ про трубоукладке. Аналогичная практика используется Штатами и в Иране. Они запрещают любым компаниям в мире страховать танкеры, которые вывозят иранскую нефть. А при современных реалиях ни один танкер не выйдет незастрахованным. Но в отношении «Северного потока-2» непонятно, как санкции будут действовать.

Один из помощников сенатора-республиканца, знакомый с ходом работы над законопроектом, подтвердил, что за образец были взяты прошлые действия США, направленные на подрыв нефтяного экспорта Ирана.

Американские законодатели предлагают обратить особое внимание на деятельность двух строительных компаний - швейцарского подрядчика Allseas и итальянской фирмы Saipem, занимающихся укладкой труб для газопровода.

«Во-первых, этот газопровод не может считаться новым, во-вторых контракты на строительство давным-давно подписаны. Закон обратной силы не имеет, и когда речь идет о начале строительства, это одна история, а СП-2 построен более чем на 50%. При этом итальянская Saipem вообще свою часть работ уже выполнила. Она строила маленький участок трубы в Германии. Компания в этом случае тоже автоматически под штрафы попадет, даже если свой контракт она выполнила», - попытался найти логику в действиях Штатов Игорь Юшков.

При этом Saipem более крупная компания, чем швейцарская Allseas. У нее есть счета в иностранной валюте, ее можно при желании оштрафовать, хотя, как отметил эксперт, на это не оснований.

«Allseas – это вообще семейная компания, которая не имеет бизнеса в США, с «Газпромом» расчеты идут в евро. Американский рынок для швейцарцев вообще не имеет никакого интереса. И будет ли Allseas беспрекословно выполнять санкции, большой вопрос…Скорее всего, они будут доказывать, что применять их нельзя. Они подписали контракт до принятия закона», - уточнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Игорь Юшков также призвал дождаться и реакции Европы, которой выгодно оттянуть вступления в силу этого американского закона, чтобы газопровод к этому моменту был достроен и введен в эксплуатацию. 

Напомним, проект «Северный поток — 2» предполагает прокладку двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Он также пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании. 

Автор: Наталья Шатова

Источник: НСН, 14.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики