Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США нашли способ перекрыть «Северный поток — 2»

США нашли способ перекрыть «Северный поток — 2»

Американские сенаторы Тед Круз и Джин Шахин подготовили законопроект, который предусматривает санкции против компаний, участвующих в прокладке экспортных российских трубопроводов на глубине свыше 30 метров. Очевидно, что основная цель новой инициативы — «Северный поток — 2», но теоретически под удар может попасть и «Турецкий поток».

Предлагается запретить лицам, которые продают или сдают в аренду морские суда для строительства российских трубопроводов, въезд в США и заморозить их активы на территории страны. Накажут и тех, кто предоставляет финансовую или техническую поддержку и обеспечивает страхование таких судов. Особое внимание сенаторы обращают на две компании: швейцарскую Allseas и итальянскую Saipem.

Законопроект направлен против прокладки глубоководных секций трубопровода, ноу-хау для которой есть только у западных энергетических компаний, пишет Foreign Policy. Это одна из немногих сфер, где «Газпрому» не хватает собственных знаний и технологий, пояснили изданию эксперты Атлантического совета (Вашингтон).

Компания-оператор «Северного потока» — Nord Stream 2 — на новость отреагировала спокойно. Проект не нуждается в запасном плане из-за угрозы американских санкций, финансирование полностью обеспечено акционерами и инвесторами, строительство идет по плану, сказал ее представитель Йенс Мюллер турецкому агентству Anadolu.

Уже проходили

Спокойствие Nord Stream 2 разделяют и эксперты, опрошенные «Ридусом». Угрозы санкций в отношении «Северного потока — 2» звучали уже неоднократно, но дальше слов пока дело не пошло, напомнили они.

Пока что ни одних санкций против „Северного потока — 2“ и вообще против „Газпрома“ не существует. Компания действует в том правовом поле, которое есть,— заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Еще в августе 2017 года в США был принят закон, позволяющий президенту страны ввести определенный перечень санкций. Среди прочего там был и запрет на финансирование новых газопроводных проектов из России в Европу, а также оказание услуг по их строительству. И тогда тоже было понятно, что речь идет исключительно о «Северном потоке — 2». Но эти положения президент США так и не применил.

То есть потенциально можно даже никакой новый закон не принимать, а просто взять и ввести те санкции, которые есть в том законе, но американцы этого не делают,— пояснил эксперт.

Более того, тогда в ходе разработки документа предполагалось, что президент будет «должен» ввести соответствующие санкции, а в итоге осталось «может». И с тех пор предпринималось несколько попыток принять обязывающие санкции, чтобы они имели прямое действие в отношении «Северного потока — 2», но и они оказались безуспешными, отметил эксперт Фонда энергетического развития Сергей Пикин. И даже в случае принятия нового проекта он вряд ли выйдет настолько жестким, как хотят сенаторы, полагает эксперт.

На пути ограничений против «Северного потока — 2» стоит позиция ЕС, в первую очередь Германии, которая заинтересована в новой газовой магистрали. И Европа не хочет санкций против трубопровода, потому что, по сути, они будут направлены против европейских компаний.

Взаимодействие США и ЕС сегодня и так не самое лучшее — торговые войны, разные нерешенные вопросы. Это еще больше ухудшит отношения между ними,— предостерегает аналитик.

Возможно, лоббируя «Северный поток — 2», немцы рассчитывают на определенный обмен: американцы не мешают достроить трубопровод, а европейцы соглашаются на ограничения в плане его использования, не исключает Юшков. Недавно ЕС распространил «Третий энергопакет» на морские трубопроводы, хотя все прекрасно понимают, что никакой конкуренции в море они не усилят и использовать это как стимул для развития рынка невозможно, отмечает эксперт.

По сути, „Газпром“ будет использовать только половину мощности трубы, но при этом европейцы явно хотят его достроить. Я думаю, здесь американцы столкнутся с очень жестким противодействием европейцев,— говорит он.

А если санкции все же примут?

Новый законопроект сейчас угрожает только «Северному потоку — 2», считает Юшков. «Турецкий поток» уже фактически достроен и готов к введению в эксплуатацию. Но и в отношении первой магистрали замечания сенаторов не совсем понятны, отмечает эксперт. Законы, как известно, начинают действовать с момента их принятия и обратной силы не имеют. Между тем итальянская Saipem, по данным аналитика, строила небольшой участок газопровода у берегов Германии, и они свою работу уже завершили.

Получается, что речь идет, в сущности, об одной компании — швейцарской Allseas. Именно ее два судна-трубоукладчика ведут работу по строительству «Северного потока — 2». Но это — частная семейная компания, в США у нее бизнеса нет, расчеты ведутся в евро, а «Газпром» — очень важный клиент. И большой вопрос, захочет ли она подчиниться американским санкциям.

Если это все же произойдет, «Газпром», скорее всего, попытается найти другого подрядчика, который санкций США не боится. Россия это уже проходила в ситуации строительства энергетического моста в Крым. Все мировые компании, имеющие необходимый опыт, отказались в нем участвовать из-за санкций, и тогда пришли китайцы.

Даже если документ будет принят в тех формулировках, которые предложены его авторами, «Северный поток — 2» все равно будет реализован, уверен Пикин. По его словам, любые санкции можно обойти, всегда есть возможности как-то по-другому построить проект. Это просто вопрос цены. Рисков остановки строительства нет, есть только риски по срокам и стоимости и риски дальнейшего функционирования в связи с «Газовой директивой» ЕС, считает аналитик.

Юшков допускает, что строительство все-таки может быть заморожено, если санкции будут введены, швейцарцы отзовут свои суда, а найти другого подрядчика не удастся. Но пока такой сценарий все-таки выглядит весьма маловероятным. 

Автор: Екатерина Трофимова

Источник: Ридус, 15.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики