Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У "Нафтогаза" остался последний "козырь" для газовых переговоров с Россией в июне

У "Нафтогаза" остался последний "козырь" для газовых переговоров с Россией в июне

Возможные газовые переговоры "Нафтогаза" с Россией в июне будут крайне напряженными – у Украины слишком мало козырей для победы. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

"Газовые переговоры России и Украины неизбежно состоятся уже летом – дальше оттягивать их нельзя. Ведь текущие договоренности истекают в декабре этого года, а в продолжении транзита по украинской территории заинтересованы и Москва, и Киев. Однако позиции, с которыми стороны придут на обсуждение этого вопроса, кардинально разные. Украинская сторона настаивает, что Россия должна прокачивать по ее территории значительные объемы газа – ради денег и содержания газотранспортной системы.

России такие объемы прокачки по территории соседней страны за свой счет уже просто не нужны. Максимум, что в 2022 году Москва намерена транспортировать по Украине – 10-15 млрд кубов газа ежегодно. Для Киева это огромные финансовые потери, но на переговорах у него будет козырь: обходные газопроводы России в Европу еще не готовы. Потому украинская сторона постарается выдавить максимум из своего крайне невыгодного положения", - отмечает специалист.

Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев допустил возможность продления сотрудничества с российским "Газпромом" после 2019 года. "Российская сторона официально сообщила, что будет говорить только после того, как новый президент вступит в должность и состоится разговор между господином Зеленским и господином Путиным. Мы ожидаем этого события. Думаю, возможно, эти переговоры возобновятся в июне", - отметил Коболев. Текущие договоренности действуют лишь до 31 декабря 2019-го.

"Россия тоже придет на переговоры с определенными планами. Очевидно, что европейцы не в восторге от ситуации по газу, которая сложилась между РФ и Украиной, включая решение Стокгольмского арбитража, неожиданно и вопреки логике вставшего на сторону Киева и присудивший России миллиардные выплаты. Европейцам важно одно: получать нужные объемы газа из России вовремя и по приемлемым ценам. Именно поэтому переговоры Москвы и Киева пройдут в трехстороннем формате – с участием ЕС.

Вполне ожидаемо, что европейцы будут давить на украинскую стороны в попытке приблизить достижение компромисса. А именно – попытаются добиться от Киева снижения требуемых к прокачке объемов. В идеале – до уровня, которого требует Москва. Пока не понятно, чем на таких стартовых позициях переговоры могут завершиться, однако заранее ясно: диалог будет непростым. Стороны не смогут прийти к взаимовыгодному решению за день – процесс будет напоминать перетягивание каната", - подчеркивает эксперт.

Ключевая ошибка Киева

Замминистра энергетики России Анатолий Яновский заявил: Россия по-прежнему заинтересована в дальнейшем использовании газотранспортной системы Украины после 2019 года, однако текущие предложения партнеров по фиксации объемов и сроков будущего транзита российского газа через украинскую территорию вызывают недоумение. По словам чиновника, они противоречат третьему энергопакету газовых законов ЕС. 

По его словам, в ЕС требуют распределять газотранспортные мощности по результатам аукционов, в которых могут участвовать все заинтересованные лица, определяющие, какой объем мощности и на какой срок им нужен. "Ни одного такого аукциона на Украине никогда не объявлялось и непонятно, будет ли объявлено в ближайшее время", - сказал Яновский. И добавил: Россия заинтересована в сотрудничестве "на приемлемых для нас экономических условиях и в полном соответствии с нормами международного права".

"Вопрос аукционов здесь вторичен – в данном случае этот вопрос можно обойти за ненадобностью. Ведь по проложенным из РФ в Германию трубам по Украине поставляться газ может только один игрок – Россия, конкурентов просто нет. Такими маневрами Москва, на мой взгляд, лишь готовит себе определенную площадку для будущих переговоров. Суть вопроса проста: у Украины не будет денег, чтобы содержать газотранспортную систему в рабочем состоянии при минимальном транзите из России.

Но и Европа, и Москва понимают: это проблема самой Украины. В свое время РФ предлагала Киеву передать газотранспортную систему вместе с заботами о ее состоянии. Украинская сторона ответила взрывом возмущения – мол, "труба" является национальным достоянием и гарантией суверенитета. После этого Россия начала работу по прокладке газопроводов в обход Украины и теперь эта "труба" просто обесценилась из-за плохого технического состояния и появления альтернатив.

Белоруссия на аналогичное предложение Москвы передала свои газопроводы и сейчас получает неплохие дивиденды при отсутствии вложений. То есть Киев в свое время сделал ключевую ошибку и за нее неминуемо придется расплатиться. На предстоящих переговорах компромисс будет найден, Украину просто "продавят". И жителям этой страны все же придется признать: в перспективе государство может остаться вовсе без газового транзита, так как козырей у Киева для торга просто нет", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 16.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики