Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Будем договариваться до последнего»: в России заявили о готовности обсуждать с Украиной транзит газа

«Будем договариваться до последнего»: в России заявили о готовности обсуждать с Украиной транзит газа

В Минэнерго РФ ожидают, что договорённость по транзиту газа с Киевом будет достигнута до конца 2019 года. Об этом заявил замглавы ведомства Анатолий Яновский. Он отметил, что любое новое соглашение с Украиной не должно быть заключено в ущерб арбитражному разбирательству «Газпрома» с «Нафтогазом». Ранее Киев предлагал отказаться от части претензий к российской компании при условии подписания долгосрочного контракта на транзит газа.

В Москве ожидают, что до конца текущего года достигнут договорённости с Киевом о транзите российского газа через украинскую территорию. Об этом заявил Анатолий Яновский.

Он заверил, что необходимость договориться у сторон есть — и этот процесс нужно довести до завершения.

 

На вопрос о том, смогут ли стороны уладить разногласия до конца года, Яновский ответил: «Да. Ну а как же! Договариваться надо? Надо. Будем договариваться до последнего». Слова замглавы Минэнерго приводит РИА Новости.

 

Яновский отметил, что новые договорённости по транзиту газа через Украину не должны быть заключены в ущерб судебному разбирательству между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом».

«Они должны быть или будут достигнуты не в ущерб ведущемуся арбитражному разбирательству», — сказал Яновский.

Ранее Киев предлагал отказаться от части претензий к российской компании при условии подписания долгосрочного контракта на транзит газа.

Замглавы Минэнерго продолжил, что Украина ранее выступила за новый контракт в соответствии с европейским законодательством, однако эти нормы пока не введены в украинское право.

«А что за европейские правила? Которые должны были быть имплементированы в украинское законодательство, но до конца не имплементированы... Во-первых, добыча должна быть отделена от транспорта, то есть «Нафтогаз» должен быть разделён», — отметил Яновский.

По его словам, на Украине также должен появиться независимый регулятор, который устанавливает штрафы для транспортной системы.

«У них регулятор есть, но не независимый, он подчиняется правительству», — сказал Яновский. Он уточнил, что европейское законодательство также требует создания сетевого кодекса, который регламентирует процедуру бронирования мощностей. По мнению Яновского, «у них сетевой кодекс есть как закон, но в нём ничего нет».

По его словам, если Украина окажется не в состоянии реализовать реформу своего рынка газа до конца года, то должно рассматриваться альтернативное предложение. Яновский сказал, что в таком случае речь идёт о продлении текущего контакта с обсуждением объёмов и сроков.

После инаугурации Зеленского 

Действующие соглашения между Россией и Украиной о транзите газа истекают в конце 2019 года. Возможность заключения новых соглашений обсуждается, крупные переговоры на этот счёт состоялись в январе в Брюсселе.

Во встрече участвовали министр энергетики РФ Александр Новак, председатель совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер, глава МИД Украины Павел Климкин, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, а также вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович.

По словам Новака, российская и украинская стороны подтвердили заинтересованность в обеспечении транзита газа в Европу. Однако глава МИД Украины Павел Климкин отметил, что его не устраивает продление существующих контрактов.

В мае в «Нафтогазе» выразили мнение, что переговоры Украины и России о новом контракте на транзит газа могут возобновиться только после инаугурации избранного президента Владимира Зеленского и его разговора с российским лидером Владимиром Путиным. Об этом заявил глава компании Андрей Коболев.

 

«Сторона официально сообщила, что будет говорить только после того, как новый президент вступит в должность и состоится разговор между господином Зеленским и господином Путиным», — сказал он. По его информации, переговоры могут быть возобновлены в июне.

 

Коболев полагает, что на исходе переговоров скажутся позиция Германии, оказывающей влияние на запуск «Северного потока — 2», дальнейшие действия США по санкциям против России, а также способность «Нафтогаза» продолжать суд с «Газпромом».

Вместе с тем глава украинской компании заявил о высокой вероятности отказа России от транзита газа через Украину даже без учёта мощностей «Северного потока — 2».

«По нашим подсчётам, российская сторона имеет техническую возможность в следующем году не использовать украинский транзит, даже если не будет построен «Северный поток — 2». При этом он может выполнять минимальные объёмы поставки газа европейским потребителям в рамках существующих контрактов «Газпрома», — сказал Коболев.

С его точки зрения, вероятность того, что 1 января 2020 года будет полное прекращение транзита, «достаточно высокая».

Говорить о параметрах будущих договорённостей пока трудно, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, главные вопросы касаются зафиксированного в соглашении объёма транзита.

«Мы понимаем, что договор заканчивается 1 января 2020 года, и понимаем, что транзит через Украину в ближайшие несколько лет сохранится даже при строительстве «Северного потока — 2», хотя бы потому что проект надо завершить», — заявил RT эксперт.

По его словам, есть объективные основания для того, чтобы Россия и Украина продолжали транзитные отношения, но их развитие зависит от будущей власти в Киеве.

«Пока совершенно неясна позиция Зеленского. Газовая тема не стала главной в его избирательной кампании, и теперь мы не можем сказать, что будет с «Нафтогазом» и какой будет позиция украинской власти», — заключил эксперт. 

Авторы: Сергей Гусаров, Анна Лушникова

Источник: RT, 16.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики