Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Расплата за «Дружбу»: какова будет цена «грязной» нефти для России

Расплата за «Дружбу»: какова будет цена «грязной» нефти для России

Инцидент с некачественной нефтью, поступившей в Европу по российскому трубопроводу «Дружба», несет как экономические, так и репутационные риски для России и непосредственно для компании «Транснефть», которая отвечает за прокачку нефти. Однако эксперты, опрошенные EADaily, сомневаются, что инцидент может оказать серьезное влияние на рынок.

По мнению главного стратега УНИВЕР Капитал Дмитрия Александрова, «крайне маловероятен отказ, даже частичный, от нефти из России или от нефти из России по трубопроводному каналу из-за такого инцидента». Однако эксперт не исключает, что «как инструмент в словесной войне против российских энергоносителей на европейском рынке случай и может быть использован».

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков уверен, что как только пойдет качественная нефть, европейские потребители будут ее закупать, как и прежде. «Нефтяная отрасль менее политизирована, чем газовая, — сказал он в комментарии Центру энергетической экспертизы. — В газовой отрасли похожий инцидент действительно привел бы к тому, что потребители стали бы искать альтернативных поставщиков. А в нефтяной — ценовые показатели превалируют».

С тем, что Россия не потеряет долю на рынке нефти, согласен и замдиректора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков. Он отмечает, что «контрагенты потребуют у российских компаний компенсации, а те, в свою очередь, — у «Транснефти». Однако оценить объем требований на сегодня трудно, так как все зависит от условий контрактов.

«Единственное, что после истории с „грязной“ нефтью контрагенты могут потребовать внести новый пункт в контракты, который бы учитывал последствия возможного повторения ситуации», — говорит Танурков.

По мнению начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, инцидент с нефтепроводом «Дружба» исключительно технический и должен решаться в рабочем порядке. Если партнерам удастся договориться о компенсациях и быстро восстановить работу по перекачке сырья, то серьезных потерь для российской компании не ожидается.

«Прямые финансовые потери при таком сценарии для „Транснефти“ составят не более 20 млрд рублей, а потери российской экономики будут примерно вдвое выше, — считает он. — Имиджевые потери со временем сойдут на нет и не будут влиять на отношения с контрагентами. Однако если переговоры зайдут в тупик или вовсе произойдет конфликт между партнерами, то […] репутационные и имиджевые риски для „Транснефти“ будут куда более существенными».

По мнению эксперта, крайне важно разрешить назревший инцидент «быстро и без серьезных конфликтов, исключительно в рабочем ключе».

Несмотря на то, что в начале мая Кремль заявлял, что не винит руководство «Транснефти» в ситуации с загрязнением нефтепровода «Дружба», на рынке продолжают циркулировать слухи о возможной отставке президента ПАО «Транснефть» Николая Токарева. Одним из претендентов на пост главы компании называют бывшего замминистра энергетики РФ Кирилла Молодцова, который сейчас занимает пост помощника руководителя администрации президента РФ. В числе кандидатов также называют министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и главу «Зарубежнефти» Сергея Кудряшова.

Что же касается оценки ущерба, то с суммами участники процесса до сих пор не определились. Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас говорит, что республике необходимо около месяца, чтобы определиться с цифрами. Правда, президент Александр Лукашенко уже обозначил ущерб «сотнями миллионами долларов» и выразил надежду, что российская сторона не будет оспаривать сумму компенсации. Казахстан намерен требовать компенсации от «Транснефти» за загрязненную нефть, но пока тоже не конкретизировал сумму. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что российские компании должны нести финансовую ответственность за ошибки, связанные с загрязненной нефтью. Однако и в этом случае сумма претензий не озвучена.

В середине мая министр энергетики России Александр Новак отмечал, что общий ущерб от загрязнения нефти в трубопроводе может составить не более $ 100 млн.

Источник: EADaily, 22.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики