Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Развитие отношений с Узбекистаном даст РФ контроль над поставками газа в Китай

Развитие отношений с Узбекистаном даст РФ контроль над поставками газа в Китай

По целому ряду причин энергетическое сотрудничество с Узбекистаном крайне интересно России – считает эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Россия развивает сотрудничество со странами Центральной Азии

Дело в том, что появилась информация, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет в Ташкенте встречу со своим коллегой Абдуллой Ариповым, причем ее предметом станут переговоры по энергетике, промышленности, транспорту и многим другим вопросам.

Отметим, что после прихода к власти в Узбекистане нового президента Шавката Мирзиёева усилился переговорный процесс по торгово-экономическому сотрудничеству между Москвой и Ташкентом. Например, это соглашение по строительству Навойской АЭС.

Данный проект, полная реализация которого запланирована на 2028 год, должен дать Узбекистану доступную энергию, без которой в этой стране невозможно развивать промышленность. Это необходимо для страны, чье население с 1991 года увеличилось где-то на треть.

Естественно, здесь есть и проекты по другим энергетическим направлениям, поскольку Россия может предоставить Узбекистану свои технологии и инвестиции, которые нужны узбекской энергетике. Например, Узбекистан является третьей страной в СНГ по добыче природного газа с суммарным объемом в 63-65 млрд кубов в год, а также крупнейшим производителем каменного угля. 

И здесь нужно прийти к однозначному выводу, что энергетика и смежная с нею легкая и тяжелая промышленности являются основным направлением сотрудничества России, как с Узбекистаном, так и с другими среднеазиатскими республиками бывшего СССР.

«Тут присутствует фактор советского наследия. У нас до сих пор сохраняются очень большие связи с этими государствами. Впрочем, в этом вопросе также присутствует элемент новизны, поскольку Россия пытается сковать в Средней Азии значительные объемы газа, чтобы они не пошли на европейский и китайский рынки. Для этого мы раньше и покупали большие объемы газа у Туркменистана», - констатирует Юшков.

Здесь необходимо заметить, что Туркменистан является одним из крупнейших государств в мире по запасам газа, поэтому в Евросоюзе давно есть проекты по транзиту туркменского газа в страны старого континента через акваторию Каспийского и Черного морей.

Во многом по этой причине так тяжело шли переговоры по соглашению по Каспийскому морю, поскольку наша страна не хотела допускать, чтобы данная акватория получила статус моря, ведь этого могло принести последствия – например, открыло бы дорогу для морского газопровода. 

«Впрочем, в Китай туркменский газ все равно пошел, и сейчас мы работаем по этому направлению с Казахстаном. Здесь много тонкостей – например, мы совсем недавно снова возобновили закупки газа у Туркменистана, поскольку там экономический кризис, что может привести к дестабилизации ситуации в этой стране и перекидыванию туда радикальных настроений из Афганистана», - резюмирует Юшков.

Данный фактор играет роль и в нашем сотрудничестве с Узбекистаном, поскольку очевидно, что без развития национальной экономики данной стране нельзя будет решить большинство внутренних проблем, а этого Ташкент не сможет сделать без помощи Москвы.

Россия хочет контролировать газовые поставки в Китай

Ведь это на сегодня самая большая по населению страна Центральной Азии, и если Ташкент не сможет купировать свои экономические проблемы, то это автоматически создаст почву для активизации исламистов, которые имеют прочные позиции в этом регионе.

Таким образом, мы здесь решаем очень много вопросов – во-первых, развиваем наши торгово-экономические связи и купируем здесь рост влияния китайского капитала, а, во-вторых, решаем свои геополитические задачи по борьбе с геополитическими угрозами. 

«Ведь туркменский газ нам совсем не нужен. Мы свое сырье не знаем, куда продать, поэтому все эти энергетические отношения со Средней Азией носят для России не экономический, а политический характер, хотя с Узбекистаном все обстоит иначе», - констатирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, Россия хочет войти в Узбекистан и развивать в этой стране, как добычу, так и потребление газа. Это должно привести к укреплению сотрудничества между нашими странами вместе с созданием, своего рода, единого энергетического рынка.

«Это нужно для того, чтобы контролировать узбекские газовые объемы и понимать, куда они могут дальше пойти из этой страны. Ведь главная задача «Газпрома» в данном регионе заключается в том, чтобы подписать новый газовый контракт с Китаем», - заключает Юшков.

Здесь имеется в виду так называемый западный газовый маршрут, по которому газ сегодня идет в Китай из среднеазиатских республик. Так что, в этом вопросе идет большая игра, а задачей Медведева в Ташкенте будет поиск взаимовыгодных условий для сотрудничества. 

«Соответственно, в этих переговорах с Узбекистаном российское руководство преследует, как политическую, так и экономическую логику. Впрочем, здесь многое будет зависеть от дальнейшего поведения китайской стороны», - резюмирует Юшков.

Просто всему этому может помешать явное стремление Китая диверсифицировать газовые поставки в регионе Центральной Азии.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 27.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики