Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вопрос о расплате за грязную нефть не находит единого ответа

Вопрос о расплате за грязную нефть не находит единого ответа

Как трактовать заявления Минфина и оператора трубопровода «Дружба»

«Дружба» рассорила Минфин с «Транснефтью»: обсуждение механизма компенсации за некачественную нефть переросло в заочную перепалку между министром финансов Антоном Силуановым и представителем оператора трубопровода Игорем Деминым. Глава Минфина высказался резко против использования дивидендов госкомпании на эти цели, в итоге дело дошло до употребления неформатной лексики. Почему вопрос оказался столь болезненным для обеих сторон? И кто в итоге заплатит за грязную нефть? Выяснял Григорий Колганов.

Журналисты задали Антону Силуанову логичный вопрос — могут ли снизить порог дивидендов «Транснефти» из-за ситуации с «Дружбой»? Ответ министра, первого вице-премьера поразил эмоциональностью: «Чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти?». Ответ «Транснефти», в свою очередь, оказался не менее ярким: мы ведь потерпевшая сторона, недоумевал советник президента монополии Игорь Демин и вспомнил, как в 1997-м взорвали автомобиль замминистра финансов, и тогда никто не называл это «косяком в работе Минфина».

Наблюдая за перепалкой со стороны, гендиректор Ассоциации независимых нефтекомпаний «АссоНефть» Елена Корзун удивляется и уровню аргументации, и несвоевременности дискуссии: «Очень неприятно, что показали пальцами на небольшие компании. Очень много шума из этого. У нас есть верховенство закона, инцидентом занимается Следственный комитет.

Почему раньше всего мы делим деньги, когда еще не определен виновный?

Если выносят эту историю наружу, прежде чем это сделали правоохранительные органы, значит, что-то не так».

Действительно, окончательных выводов следствия по делу о загрязненной нефти еще нет, тем более не подсчитан итоговый ущерб от инцидента. Чем же вызвана столь эмоциональная реакция обеих сторон? Объясняет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Антон Силуанов долгое время боролся за повышенную выплату дивидендов госкомпаниями. И если сейчас дать возможность использовать эти деньги таким образом, то тут же найдется куча желающих продолжить эту практику: на штрафы такие, на штрафы сякие, на инвестпрограммы и так далее. Тогда вся борьба Силуанова за дивиденды провалится. Между тем, "Транснефть" отреагировала еще более эмоционально, ведь для компании это история про судьбу ее президента Николая Токарева: как в итоге эту тему расценит глава государства Владимир Путин, и будут ли сделаны кадровые выводы».

Интересно, что ранее в «Транснефти» неоднократно подчеркивали, что компания не собирается просить правительство снизить размер дивидендов и вообще эту тему невольно вбросил в публичную плоскость профильный вице-премьер Дмитрий Козк, заявивший, что выплату компенсаций спишут в убытки госкомпании и учтут их при утверждении выплат акционерам.

При этом уже после эмоционального выпада «Транснефти» пресс-секретарь Антона Силуанова Андрей Лавров еще раз отметил: министр против перекладывания финансовой ответственности на бюджет, качество нефти в трубе — забота тех, кто ее поставляет, а не тех, кто платит налоги. Однако ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович сомневается, что Минфин в итоге сохранит свою позицию: «Антон Силуанов и раньше был против, например, льгот для "Роснефти" на налог на добычу полезных ископаемых для Самотлорского месторождения, но компания их получила. Вспомним историю с демпфером, который выплачивается как часть компенсации при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок вместо внешних. Министерство финансов тогда тоже занимало жесткую позицию, но, видимо, все-таки потихоньку будет уступать.

В любом случае, платить кому-то придется, и, скорее всего, это будет через "Транснефть" в итоге переложено на бюджет».

«Транснефть» почти целиком принадлежит Росимуществу, так что при любом исходе государству убытков не избежать. А раз так, может быть, чиновникам и госкомпаниям не перебрасываться «косяками», а наладить, наконец, поставки чистого сырья в Европу?

Ранее Владимир Путин встречался с Александром Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Однако, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, лидеры двух стран не обсуждали вопрос с трубопроводом «Дружба».

Авторы: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 30.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики