Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

И. Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

Минфин и Минэнерго почти полностью согласовали остававшийся неурегулированным вопрос с размером компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Предполагается, что платежи увеличатся в 2020–2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но все-таки будут ниже, чем в 2019 году. Дополнительные расходы бюджета полностью покроют увеличением НДПИ, а это говорит о том, что нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи.

Так Минэнерго предложило, чтобы коэффициент в формуле демпфера на ближайшие два года составил 0,65 для дизтоплива и 0,68 для бензина. На второе полугодие 2019 года уже достигнута договоренность о том, что коэффициент составит 0,7 и 0,75 соответственно. В действующем бюджете заложен коэффициент 0,6 на 2019 год и 0,5 на 2020–2021 годы.

Изменения размера компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Ситуация на топливном рынке России обостряется. Вероятно, нефтяники намеренно актуализируют эту тему именно сейчас, так как вскоре состоится прямая линия президента и правительству не хотелось бы, чтобы разговор начался так же, как в 2018 году. А год назад первый же вопрос от людей касался причин существенного подорожания топлива. Тогда Путин по видеосвязи вызывал профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра энергетики Алексадра Новака, которым пришлось оправдываться.

Если в этом году  ситуация повторится, то вице-премьер и министр могут публично свалить все на первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова. Ведь именно Минфин был главным лоббистом налогового маневра, из-за которого и происходят сегодняшние процессы на топливном рынке.

Таким образом, нефтяные компании, по сути, угрожают правительству. Если Кабмин не выполнит свои обязательства, данные в начале года, и не повысит компаниям выплаты в рамках "депфирующей надбавки", тогда нефтяники откажутся выполнять договор с правительством - повысят цены на оптовом рынке и увеличат экспорт нефтепродуктов. Собственно об урегулировании данного конфликта и идет речь. Однако те параметры, которые предлагает Минфин - рост демпфера за счет роста НДПИ выглядят абсурдно.

Налоговый маневр и есть процесс повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины. В результате нефть для НПЗ становится дороже и уже на выходе с завода нефтепродукты соответственно становятся дороже. А демпфер это выплата государства нефтяникам, чтобы они эти более дорогие нефтепродукты делали дешевле для внутреннего рынка. Поэтому дальнейший рост НДПИ приведет к необходимости повышения либо демпфертных выплат из бюджета нефтяникам, либо повышения цен на топливо на внутреннем рынке.

В итоге, я считаю, что вопрос стоит ставить еще шире. Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает, лишь множество конфликтов?!  

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 31.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики