Вильнюс российский газ "не импортирует", а Москва завезла СПГ на терминал в Клайпеде вообще мимоходом? Sputnik разбирался в этой ситуации вместе с экспертами.
"Маршал Василевский" отгрузил Литве первую партию сжиженного природного газа (СПГ) "Газпрома", сообщает российская компания. "Плавучая регазификационная установка, как и планировалось, выходит на объемы экспортных поставок, снабжая в настоящее время газом не только Калининградскую область, но и терминал в Клайпеде", — заявил заместитель председателя правления ПАО "Газпром" Виталий Маркелов.
В компании отмечают и успехи коллег из "Новатэка" — в апреле компания запустила второй СПГ-проект в Высоцке мощностью 600 тысяч тонн в год. Поставки СПГ с этого среднетоннажного предприятия уже рассматриваются большинством европейских терминалов, подчеркнули в "Газпроме".
Среди них — терминал в Клайпеде, созданный специально… для избавления Литвы от зависимости от российского газа.
Отметим, что Вильнюс неоднократно заявлял о монопольном положении российской компании "Газпром". В 2015 году республика арендовала за 62 миллиона евро в год у Норвегии СПГ-терминал Independence с целью обретения независимости от "Газпрома"…
С 1 января 2019 цена газа для потребителей выросла на 15-20%. Стоимость "голубого топлива" в Литве определяется в том числе и высокими затратами на содержание стратегической плавучей установки, куда должен поступать газ из США и Норвегии.
Судя по всему, импортный СПГ не смог конкурировать с трубопроводным "голубым топливом". Более того, по неофициальным данным, на терминал в Клайпеде тайно поступает СПГ "Новатэка".
Такой вывод агентству Reuters позволили сделать данные системы слежения за судами в Балтийском море. При этом власти ничего не сообщали налогоплательщикам Литвы о контракте с российской компанией.
Терминалы пустуют
Как отметил в беседе со Sputnik директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, история с Литвой — "небольшой кейс", о существенных объемах рынка говорить не приходится.
Тем не менее, история показательна для глобального газового рынка. По словам Симонова, в Евросоюзе существует "поверье", что именно СПГ избавит европейцев от газовой зависимости от РФ. Реальность в том, что две трети мощностей отстроенных на этой волне СПГ-терминалов пустуют, подчеркнул собеседник Sputnik.
В Прибалтике существовала популярная концепция так называемого "энергетического острова", согласно которой, спасти регион от зависимости от России смог бы СПГ.
"Когда выяснилось, что альтернативный газ стоит дороже, в Литве стали обязывать потребителей закупать топливо с Independence в приоритетном порядке", — рассуждает Симонов. Что действительно удалось Вильнюсу, так это, благодаря СПГ, несколько сбить цены по контрактам с "Газпромом", признал эксперт.
"Не секрет, что Европа воспринимает сжиженный газ как панацею избавления от монополии России на трубопроводном газовом рынке, — пояснил эксперт. — Только у "Газпрома", по разным оценкам, 35-39% рынка".
Все тот же российский газ
По оценкам французской нефтегазовой компании Total, рынок сжиженного природного газа в Европе будет расти темпом 5% в год в ближайшие 20 лет.
В частности, согласно апрельскому докладу Международной ассоциации импортеров сжиженного газа (GIIGNL), в 2018 году поставки этого вида газа из РФ в ЕС составили 4,4 млн тонн, из США — 2,7 миллионов тонн.
И пока Литва с гордостью рассказывает о независимости — логике вопреки, российский "Новатэк" достраивает терминалы "Арктик СПГ-2". Реализация этого проекта добавит еще 20 миллионов тонн к существующим мощностям СПГ России. В планах Москвы — занять до 20% мирового рынка сжиженного природного газа.
Внутренняя конкуренция
По словам Симонова, наращивание СПГ-мощностей ставит новые вызовы перед энергетическим сектором России.
"Российский СПГ начинает конкурировать с российским же трубопроводным газом в Европе", — отметил он, напомнив про неравное положение экспортеров на российском газовом рынке (в отношении производителей СПГ в России действует нулевая экспортная пошлина — Ред.).
Этот вызов, кстати, нашел отражение в новой Доктрине энергетической безопасности России, утвержденной в мае. По мнению авторов документа, на глобальном рынке существует конкурентная борьба разных видов российских энергоресурсов, что несет ценовые риски для производителей.
Как отметил в беседе со Sputnik руководитель аналитического центра энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов, в результате конкуренции СПГ и трубопроводного газа снижаются цены.
По словам эксперта, важной задачей для Москвы является одновременное развитие всех видов энергоносителей.
На защите Калининграда
Что касается поставок СПГ с "Маршала Василевского", о старте которых заявил "Газпром", они не будут носить массовый характер, уверен Симонов. По его словам, речь шла о конъюнктурных поставках.
"Российская плавучая установка выполняет не роль нового экспортного окна в Европу, а страхует Калининград, получающий газ через территорию балтийских стран, на случай проблем с газопроводом, — сказал он. — Поскольку на этом судне есть объемы СПГ, а газопровод работает, то хранить этот газ особого смысла нет".
В целом "Маршал Василевский" работает в качестве страховочной мощности на случай возникновения кризиса, не сомневается эксперт.
Разовые поставки также интересны России с имиджевой точки зрения, резюмировал Симонов. По крайней мере, Москва идет навстречу Европе в вопросах диверсификации энергопоставок и расширении спотовой торговли.