Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть остается востребованной на европейском рынке

Российская нефть остается востребованной на европейском рынке

Чрезвычайная ситуация, вызванная повышенным содержанием хлорорганики в российской нефти, не оказала негативного влияния на ее стоимость в Европе. Российский продукт по-прежнему остается для Европы безальтернативным. 

По данным сервиса Flows Explorer (компании «Рефинитив СА»), европейские терминалы в мае текущего года существенно нарастили объемы получаемой нефти. При этом последние события не повлияли на стоимость Urals в Европе. В начале апреля баррель Urals с поставкой в Северо-Западную Европу торговался на Лондонской бирже в пределах $65-67, к концу мая, после ряда скачков, вернулся к тем же величинам. И, по единодушному мнению экспертов, колебание цен на сырье связано с торговой войной между США и Китаем.

Сократившиеся поставки по «Дружбе» компенсируются радикальным увеличением танкерных отгрузок в портах, через которые отгружается нефть в Европу. По данным «Транснефти» в мае поставка через порт Новороссийск составила 3 млн т (+600 тыс. т к марту), через Приморск 4,6 млн тонн (+ 1,1млн т), через Усть-Лугу – 3,1млн т (+300 тыс. т). Причем через порт Усть-Луга в начале мая также отгружалась нефть с повышенным содержанием хлорорганики, однако доверие и здесь не было подорвано. Также, по сообщению «Транснефти», были предложены дополнительно две танкерные позиции по 100 тыс. т на восточном направлении. Востребовали одну.

Максимальная загрузка портов будет сохраняться до возобновления поставок по нефтепроводу «Дружба» на прежнем уровне.

Так, по информации того же Flows Explorer, польский порт Гданьск в мае планирует получать 2,16 млн т нефти, что выше уровня марта в 2,6 раза. При этом 65% этого объема обеспечено за счет поставок из портов системы «Транснефть» - Усть-Луга и Приморск. И это несмотря на все разговоры об отказе от российской нефти еще до попадания хлора в «Дружбу».

«Перевалка через два порта накручивает по $5 на каждый баррель нефти. При таких условиях восстановление трубопроводных поставок в полном объеме не вызывает сомнений», - считает эксперт Института развития технологий ТЭК Илья Надточей.

Что может помешать? Проблемы, связанные с компенсацией убытков. «Транснефть» обязалась покрыть убытки потребителей своих партнеров. Но если говорить юридическим языком, то круг их значительно уже, чем может показаться. Предположим, речь идет о польском НПЗ, на который попала нефть с хлорорганикой. Договор по поставке нефти заключен у НПЗ с польским оператором трубы. Тот, в свою очередь, заключал договор с белорусами. А уже белорусы с российской «Транснефтью»… Каждый договор надо будет рассмотреть в судах разных инстанций, везде возможны апелляции и прочие адвокатские уловки.

«Стороны постараются избежать судебных разбирательств и договорятся о «джентльменском» соглашении по выплате компенсаций», –– говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Кроме того, встанет и еще один вопрос – ну «Транснефть» призналась, пропустила хлорорганику. А почему качество не проконтролировали при переходе из одной страны в другую, почему не делали анализов на НПЗ? «Транснефть» ежедневно контролирует 10 основных параметров нефти. Хлорорганика станет 11-м. А как у европейских партнеров? Т.е. первоначальное предложение белорусов говорить не юридическим языком, а «по-совести», и означает обсуждение размера компенсации вместо череды бесконечных судов.

Глава концерна Total Патрик Пуянне 29 мая сообщил газете Le Figaro, что компания потребует компенсаций за очистку нефти из расчета $15 за баррель.

Общий объем заактированной «грязной» нефти, как сообщил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов, составляет около 3 млн тонн. Если перемножить, то размер компенсации составит немногим более $300 млн. Собственно, это и есть цена репутации «Транснефти» – отсудить эти деньги нельзя, можно получить их при условии доброй воли, т.к. сама российская нефть в любом случае остается для Европы безальтернативной.

3 июня в Москве начались переговоры по величине компенсации. Размеры желания Запада озвучены. Слово за российскими компаниями. 

Автор: Дмитрий Кузьмин

Источник: Московский комсомолец, 03.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики